Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести исследование включения детей в деятельность в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи исследования.
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению……………………………………………………….……………….5
1.1 Актуальность проблемы адаптации…………………………………...6
1.2 Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на нее………………………………………………………………………………..10
1.3 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания, особенности общения)……14
1.4 Особенности поведения детей в период адаптации……………….17
1.5 Формы работы по организации процесса адаптации к новым условиям…………………………………………………………………………21
1.6 Организация условий для адаптации детей раннего возраста……..24
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду…………………………………………………………………..28
2.1 Программа исследования……………………………………………..28
2.1.1Наблюдение за поведением детей в период адаптации………….28
2.1.2.Опрос родителей…………………………………………………..29
2.2 Организация исследования ………………………………………..29
2.3 Исследование уровня готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.…………………………………………..................34
2.4 Разработка и реализация программы медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей……36
2.5 Контрольная диагностика……………………………………………36
2.5.1 Анализ полученных результатов и их интерпретация………………………………………………………..………...39
2.5.2 Результаты опроса родителей детей раннего возраста…………………………………………………………………….……..39
2.6 Программа сопровождения детей раннего возраста………………..44
Глава III. Методические рекомендации по обеспечению успешной адаптации ребенка к ДУ и организация работы педагога-психолога в этот период…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………53
Приложение 1…………………………………………….……………….56
Приложение 2……………………………………………………………..58
Приложение 3…………………………………………………………….59
Приложение 4…………………………………………………………….61
Приложение 5…………………………………………………………….64
Приложение 6…………………………………………………………….65

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ТРУДОВАЯ ОБЩЕНИЕ В ПЕРИ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:

в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);

в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;

в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).

 

 

 

2.1.2 Опрос  родителей.

 

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 1) (Приложение 3), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Также необходимо проведение опроса  родителей , с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.

Текст опросника (Приложение 3), (Приложение 6).

 

                   2.2 Организация исследования

Данное исследование проводилось на базе детского сада №424 г.Минска. В исследовании участвовали 40 детей воспитанников младшей группы , из них18 мальчиков и 22 девочки, в возрасте от 2 до 3 лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось с сентября месяца.

Эмпирическая работа выполнялась в несколько этапов.

I этап – констатирующая диагностика процесса адаптации. На данном этапе была подобрана система критериев и ряд тестов, необходимых для диагностики, охарактеризованы уровни указанной готовности. При этом использовались теоретические методы (анализ и синтез, классификация и обобщение, сравнение).

Затем была проведена констатирующая диагностика уровня адаптации детей раннего возраста дошкольников (табл. 2). Для этого были использованы практические методы (наблюдение, изучение документации, тестирование).

 

Таблица 2. Сводные результаты констатирующей диагностики (N=72)

Уровень адаптации

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

 

абс.

%

абс.

%

Высокий

1

1

1

1

Выше среднего

2

2

2

2

Средний

8

8

10

10

Ниже среднего

8

8

6

6

Низкий

1

1

1

1

Всего

20

20

20

20

 

II этап – разработка и экспериментальная реализация системы педагогических условий адаптации детей раннего возраста.

На этом этапе была разработана система педагогических условий (программа адаптации) формирования комфортного климата для ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада.

Она включает в себя два блока. Структурно-организационный блок отображает педагогическую цель, участников процесса проведения адаптации, а также их взаимодействие. Содержательно-процессуальный блок состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: содержательной и процессуальной. Содержательная часть включает цель, задачи и содержание процесса адаптации. Процессуальная часть объединяет в себе диагностику, реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, организацию психолого-социальной работы.

Затем разработанная система была реализована с детьми из экспериментальной группы. В контрольной группе работа велась без изменений традиционных педагогических условий.

За этот период дважды была проведена промежуточная диагностика процесса адаптации всех детей-реципиентов; отслежена динамика изменения в контрольной и экспериментальных группах; подведены предварительные итоги.

III этап – контрольная диагностика уровня адаптации

 

2.3 Исследование уровня готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

 

  Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начиналась задолго до поступления ребенка в ДОУ. Ежегодно составлялся отдельный план работы с неорганизованными детьми и их родителями, который позволял учесть социальный заказ жителей микрорайона, укомплектования детьми; знакомили родителей с опытом работы ДОУ. Каждый родитель, который записывал в ДОУ N424 своего ребенка, получал памятку «Как подготовить ребенка к детскому дошкольному учреждению»

Изучение ребенка до поступления в ДОУ начиналось со знакомства с  образом жизни его семьи. Для этого проводилось анкетирование родителей (Приложение 1), из которого делались выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжалось знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад», «Мы ждем тебя малыш», где рассказывалось о жизни детей в детском саду.

С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению был организован клуб для родителей «Малышкина школа». Основные задачи работы клуба:

- установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;

- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей (Приложение 5);

- знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, мною была проведена диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовались следующие методы:

- изучение карт здоровья детей – это позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

- анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, приученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.

- наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания.

Все наблюдения за ребенком оформлялись в листах адаптации, которые по окончании подшивались в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития (Приложение 2).

Как видно на рис.1, уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Детей с более низким уровнем готовности было решено отнести к экспериментальной группе.  Была разработана программа для облегчения адаптации к дошкольному учреждению, которая была реализована с детьми из экспериментальной группы. В контрольной группе работа велась без изменений традиционных педагогических условий.

 

Рис.1. Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное  учреждение.

 

 

 

2.4 Разработка и реализация программы медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

 

На следующем этапе работы  реализовалась система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

Работа, во время адаптационного периода детей велась по следующим направлениям:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

- формирование чувства уверенности в детях.

Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми проходило в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом присутствовали   оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомили детей и родителей с группой, проводился «Праздник знакомства»,

После представления нового члена детского коллектива  была проведена  серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище. При этом использовались игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Назови друга ласково», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?».  После игр направленных на знакомство, применялись отвлекающие внимание от нового ребенка,  игры на территории детской площадки:  «Карусель», «Надень и попляши».

Следующим ключевым моментом являлось знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти».

В направлениях «Играем и строим»  использовались игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».

В организацию адаптационного периода включались элементы театрализованной деятельности:

- показ настольного театра «Теремок»,

- драматизация сказки «Как собака друга искала»

- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»

- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода, проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей,  эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

В работе использовались приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей:

- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

- пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

- сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).

- рисование фломастером, красками.

- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).

- занятия смехотерапией.

В основную часть занятия входили игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

Завершалось занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводилось в несколько этапов, игры по ходу варьировались в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Ежедневно в работе использовался язык поэтических образов, так созвучный детской душе. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.

Важную роль в облегчении адаптации играла предметно-развивающая среда в группе, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала их комфортное состояние.

Предметно – развивающая среда  создавалась по таким характеристикам:

- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили  с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома.

В группе имелись фотоальбомы детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома.

В групповой комнате размещалась мягкая мебель: диванчик, кресла,  где ребенок мог побыть один или  поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть. Рядом с «Уголком тишины» располагался «Живой уголок».

Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходили с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашали сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находился в группе с мамой, время его пребывания увеличивали постепенно, также постепенно новичка приучали к системе требований детского сада.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению