Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести исследование включения детей в деятельность в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи исследования.
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению……………………………………………………….……………….5
1.1 Актуальность проблемы адаптации…………………………………...6
1.2 Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на нее………………………………………………………………………………..10
1.3 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания, особенности общения)……14
1.4 Особенности поведения детей в период адаптации……………….17
1.5 Формы работы по организации процесса адаптации к новым условиям…………………………………………………………………………21
1.6 Организация условий для адаптации детей раннего возраста……..24
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду…………………………………………………………………..28
2.1 Программа исследования……………………………………………..28
2.1.1Наблюдение за поведением детей в период адаптации………….28
2.1.2.Опрос родителей…………………………………………………..29
2.2 Организация исследования ………………………………………..29
2.3 Исследование уровня готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.…………………………………………..................34
2.4 Разработка и реализация программы медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей……36
2.5 Контрольная диагностика……………………………………………36
2.5.1 Анализ полученных результатов и их интерпретация………………………………………………………..………...39
2.5.2 Результаты опроса родителей детей раннего возраста…………………………………………………………………….……..39
2.6 Программа сопровождения детей раннего возраста………………..44
Глава III. Методические рекомендации по обеспечению успешной адаптации ребенка к ДУ и организация работы педагога-психолога в этот период…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………53
Приложение 1…………………………………………….……………….56
Приложение 2……………………………………………………………..58
Приложение 3…………………………………………………………….59
Приложение 4…………………………………………………………….61
Приложение 5…………………………………………………………….64
Приложение 6…………………………………………………………….65

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ТРУДОВАЯ ОБЩЕНИЕ В ПЕРИ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)


65

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению……………………………………………………….……………….5

1.1 Актуальность проблемы адаптации…………………………………...6

1.2 Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на нее………………………………………………………………………………..10

1.3 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания, особенности общения)……14

1.4 Особенности поведения детей в период адаптации……………….17

1.5 Формы работы по организации процесса адаптации к новым условиям…………………………………………………………………………21

1.6 Организация условий для адаптации детей раннего возраста……..24

Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду…………………………………………………………………..28

2.1 Программа исследования……………………………………………..28

2.1.1Наблюдение за поведением детей в период адаптации………….28

2.1.2.Опрос родителей…………………………………………………..29

2.2 Организация исследования ………………………………………..29

2.3 Исследование уровня готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.…………………………………………..................34

2.4 Разработка и реализация программы медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей……36

2.5 Контрольная диагностика……………………………………………36

2.5.1 Анализ полученных результатов и их интерпретация………………………………………………………..………...39

2.5.2 Результаты опроса родителей детей раннего возраста…………………………………………………………………….……..39

2.6 Программа сопровождения детей раннего возраста………………..44

Глава III. Методические рекомендации по обеспечению успешной адаптации ребенка к ДУ и организация работы педагога-психолога в этот период…………………………………………………………………………….45

Заключение………………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………………………53

Приложение 1…………………………………………….……………….56

Приложение 2……………………………………………………………..58

Приложение 3…………………………………………………………….59

Приложение 4…………………………………………………………….61

Приложение 5…………………………………………………………….64

Приложение 6…………………………………………………………….65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

         В представленной курсовой работе изучается проблема психологической готовности и адаптации детей к ДОУ, а так же особенности включения ребенка-дошкольника в деятельность в данный период.

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

       Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания  младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

Научная проблема отражена во многих исследованиях и трудах великих русских педагогов и психологов. Большинство отечественных исследований по проблеме адаптации носят теоретико-аналитический  характер. О сложности адаптационного периода для детей и родителей писали Е.В.Антонова, Р. М. Грановская, Л.Г. Дикая, И.А.Джидарьян, И.П.Лапин, А.В.Махнач, И.М.Никольская, Н.А.Русина, Н.И.Сирота.  В результате анализа научной литературы мы приходим к  пониманию того, что адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической адаптации.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

 

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Объект - социальная адаптация в раннем возрасте.

Предмет - включение детей раннего возраста в деятельность в период адаптации к дошкольному учреждению.

Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.

Цель: провести исследование включения детей в деятельность в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи исследования.

Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.

Подобрать комплекс диагностических методик.

Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

Проанализировать и выявить эффективные программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Методы исследования.

Метод наблюдения.

Метод опроса родителей.

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Практическая значимость исследования - анализ теоретического и практического материала по проблеме включения детей в деятельность в период адаптации к детскому саду, подбор методик, разработка практических рекомендаций для психологов и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

 

1.1 Актуальность проблемы адаптации

 

 

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДУ и родителями.

Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

 

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Если психологическая наука, преимущественно, изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику - интересуют вопросы управления и педагогической поддержки, социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи .

Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению