Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: провести исследование включения детей в деятельность в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи исследования.
Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
Подобрать комплекс диагностических методик.
Провести исследование адаптации детей раннего возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению……………………………………………………….……………….5
1.1 Актуальность проблемы адаптации…………………………………...6
1.2 Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на нее………………………………………………………………………………..10
1.3 Особенности детей раннего возраста (нервно-психического, нервно-физического развития, особенности познания, особенности общения)……14
1.4 Особенности поведения детей в период адаптации……………….17
1.5 Формы работы по организации процесса адаптации к новым условиям…………………………………………………………………………21
1.6 Организация условий для адаптации детей раннего возраста……..24
Глава II. Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду…………………………………………………………………..28
2.1 Программа исследования……………………………………………..28
2.1.1Наблюдение за поведением детей в период адаптации………….28
2.1.2.Опрос родителей…………………………………………………..29
2.2 Организация исследования ………………………………………..29
2.3 Исследование уровня готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.…………………………………………..................34
2.4 Разработка и реализация программы медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей……36
2.5 Контрольная диагностика……………………………………………36
2.5.1 Анализ полученных результатов и их интерпретация………………………………………………………..………...39
2.5.2 Результаты опроса родителей детей раннего возраста…………………………………………………………………….……..39
2.6 Программа сопровождения детей раннего возраста………………..44
Глава III. Методические рекомендации по обеспечению успешной адаптации ребенка к ДУ и организация работы педагога-психолога в этот период…………………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………53
Приложение 1…………………………………………….……………….56
Приложение 2……………………………………………………………..58
Приложение 3…………………………………………………………….59
Приложение 4…………………………………………………………….61
Приложение 5…………………………………………………………….64
Приложение 6…………………………………………………………….65

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ТРУДОВАЯ ОБЩЕНИЕ В ПЕРИ.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

Неустойчивый, избирательный

Плохой              3

2

1

Просится ли на горшок?              Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый              3

2

1

Как относится к высаживанию на горшок?              Положительно

Отрицательно              3

1

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?              Нет

Есть (какие именно?)              3

1

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?              Проявляет

Только в привычной обстановке              3

2

Проявляет ли интерес, активность при обучении?              Проявляет

Недостаточно

Не проявляет              3

2

1

Инициативен ли в игре?              Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть              3

2

1

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?              Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми              3

 

2

1

Инициативен ли в отношении с детьми?              Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми              3

 

2

1

Был ли опыт разлуки с близкими?              Нет

Да              1

2

Как перенес разлуку?              Очень тяжело

Спокойно              1

3

 

 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16.  Средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

      План воспитательно-образовательной деятельности

Дни недели                          Вид работы                          Цель

ПОНЕДЕЛЬНИК

I половина дня (утро)              Д/и «Что изменилось?»              Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.

Дневная прогулка               П/и «Кто попадёт?»              Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня              Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла!»              Создать атмосферу радостного настроения; учить детей отгадывать загадки, читать стихи

Вечер              Консультация с родителями “Индивидуальный подход к ребенку”              Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка

ВТОРНИК

I половина дня (утро)              Д/и «Что ещё такой же формы?»              Учить детей находить предметы одинаковой формы.

Дневная прогулка               П/и «Мыльные пузыри!»              Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.

II половина дня              Чтение стихотворения А.Барто «Мячик»              Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызвать сочувствие к девочке Тане.

Вечер              Беседа с родителями “Ваш ребенок”              Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка.

 

СРЕДА

I половина дня

(утро)               1.Повторение потешки «Как у нашего кота»

2.Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего кота»              Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение

Развивать мелкую моторику рук.

Дневная прогулка               П/и «Подпрыгни до ладошки»              Развитие ловкости, быстроты реакции и движений

II половина дня              Настольный театр «Теремок»              Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение

Вечер              Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье              Облегчение адаптации Сони

ЧЕТВЕРГ

I половина дня

(утро)               1.Чтение стихотворения Б.Заходера «Ёжик»               Познакомить с новым стихотворением помочь понять содержание

              2. Лепка «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком»               Побудить доступными приёмами (скатыванием, расплющиванием) изготовить мисочку для ёжика.

Дневная прогулка              П/и игра «Кто попадет в корзину?»              Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня              Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку - Длинное Ушко»              С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы её не огорчать.

Вечер              Групповое родительское собрание “Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании”              Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей

ПЯТНИЦА

I половина дня

(утро)               1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Была в лесу белка»

2.Рисование «Орешки для белочки»               1.Познакомить малышей с белкой и её детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы

2.Учить малышей рисовать круглые орешки карандашам; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам

Дневная прогулка               П/и «Кошечка крадётся»              Тренировка вестибулярного аппарата.

II половина дня              Потешка «Киска, киска брысь!»              Повторение ранее изученной потешки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Советы родителям в адаптационный период :

1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.

6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

 

 

 

 

Приложение 6

 

Текст опросника:

 

Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

Какая реакция прослеживается у ребенка на нового человека? (страх, любопытство, приветливость, агрессия).

Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?

Как ведет себя ребенок в незнакомом для него месте? (плачет, ведет себя спокойно, ведет себя возбужденно, появляется агрессия?)

Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?

Как ваш ребенок относится к своим сверстникам? (дружелюбно, настороженно, агрессивно)

Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?

Существует ли любимая коллективная игра или игрушка у вашего ребенка в детском саду?

Слушается ли ваш ребенок воспитателя?

Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению