Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:29, реферат
Многочисленная методическая и специальная литература по вопросам управления персоналом, появляющаяся в последние годы в печати, в основном уделяет внимание зарубежному опыту, считая, что в советское время этим вопросам не занимались на предприятиях страны, а ограничивались лишь кадровым делопроизводством. Видимо, такой взгляд связан с нарушением преемственности поколений в передаче опыта и приходом в область социального управления (в том числе персоналом) целой гвардии молодых управленцев. Игнорирование отечественного опыта не способствует пониманию "менталитета" наших трудовых коллективов и при внедрении западных образцов управления вызывает зачастую их отторжение у персонала
Тем не менее работать в этих направлениях необходимо, если мы всерьез намерены бороться на международном рынке за обретение собственного места не только в области добычи энергоресурсов, но и в сфере роста производительности труда.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Максимова А., студ.
Национальный
Согласно мнению Л. Якокка, «управление представляет собой не что иное, как настраивание
других людей на труд» [1]. Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в
отличие от материальных ресурсов производства является «одушевленным», обладает возможностью
самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, иметь
субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое
неопределенна.
Управление персоналом включает в себя целую систему. Система – это не простая, случайная
совокупность объектов, лишенных каких-либо внутренних связей, а такая совокупность, в которой все
составляющие взаимосвязаны друг с другом и вследствие этого реагируют на внешние воздействия как
нечто целое. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по
обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Управленческая система сложна,
так как ее основной элемент – человек, который обладает наибольшим диапазоном выбора поведения.
Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор,
расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального
характера.
В теории менеджмента существует несколько подходов, или концепций, решения проблемы
управления персоналом. Концепцию управления персоналом в главном ее смысле можно определить как
систему взглядов на роль человека в организации. Становление концепций происходило под влиянием
ряда факторов: развития промышленности, внедрения достижений науки и техники, развития
образования и потребности в нем, роста профессионального опыта человека и др.
Основными концепциями управления персоналом являются следующие [2]:
Теория «ленивого человека» (конец XIX – начало XX вв.). Основана на идеях Ф. Тейлора, Г.
Тауна, которые считали, что человек не любит работать, и стремится избежать труда, поэтому
результативное управление возможно в том случае, когда исполнителю создаются такие условия, при
которых ему ничего не остается, как работать с максимальной отдачей. В этой связи роль специально
организованного воздействия на работника является требованием эффективного управления. Г. Таун
впервые сформулировал положения, согласно которым инженеров должна интересовать не только
техническая эффективность, а подсчет затрат, доходов и прибылей, что требовало от них играть роль
организаторов производства.
Теория «человеческих отношений» (20–30-х гг. XX в.). Ее развивали К. Дэвис, Э. Мэйо, Д.
Макгрегор и др. Смысл ее состоит в том, что в процессе управления необходимо создавать такие
условия, при которых человек достигает индивидуальных целей через содействие успеху организации.
Персонал вовлекается в организацию труда, принятие решений, управленческий контроль должен
уступать место самоконтролю и самоорганизации.
Теория «единой семьи». Начала формироваться в Японии в системе госуправления и в
настоящее время это преимущественно японская практика. Основной смысл этой концепции состоит в
абсолютизации роли организации в жизни человека (планомерная ротация персонала, пожизненный
найм, зависимость зарплаты от результата и выслуги лет и др.) Действует, помимо государственного
сектора, преимущественно в крупных стабильных компаниях.
Концепция «I» (управление персоналом компании IBM) – строится на ряде действительно
новаторских идей: поиск и привлечение на работу специалистов высокого класса по всему миру, единый
статус для всех групп персонала, расширенная профессиональная подготовка всего персонала и др.
Основной смысл концепции состоит в поиске нетрадиционных для управленческой деятельности форм и
способов высвобождения творческого потенциала человека-профессионала.
Применение какой-то отдельно взятой концепции вряд ли возможно, специфика организации
требует поиска применения той из них, которая наиболее соответствует типу организации и ее
социальной зрелости. В 70-е
годы XX в. возникает и активно
развивается принципиально
к решению управленческих проблем, получивший название ситуационного, который предполагает выбор
приемов и методов, максимально соответствующих конкретным условиям.
В последнее 10-летие XX столетия в конкуренции стали выигрывать предприятия, быстрее
адаптирующиеся к изменениям. Поэтому стратегии все в большей мере базируются на методических
разработках, обеспечивающих эффективное управление организационными изменениями. Главным
методом решения управленческих проблем ныне считается лидерство, основу которого составляют
гуманизм в управлении трудом, создание творческой атмосферы и коллективной заинтересованности в
достижении результатов.
Существует несколько подходов к определению содержания системы управления персоналом.
По мнению А.П. Егоршина, система управления персоналом на предприятии состоит из шести
подсистем: кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала [3].
Другую точку зрения на содержание и структуру системы управления персоналом имеет А.Я.
Кибанов. По его мнению, это система, в которой реализуются функции управления персоналом,
включающая подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем,
специализирующихся на выполнении однородных функций (планирования и маркетинга, трудовых
взаимоотношений, условий труда, правового обеспечения и др.) [4].
C точки зрения В.И. Коробко, система управления персоналом состоит из [5]: процесса
управления, структуры управления, техники управления, методологии управления. Процесс управления
представляет систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, а также
информационное обеспечение. Структура управления состоит из функциональной и организационной
структуры, схемы организационных отношений, схем взаимодействия высших органов управления, а
также учѐта профессионализма персонала. Техника управления включает в себя: компьютерную и
оргтехнику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота. Методология управления включает
в себя: цели и задачи, законы и принципы, методы и функции, технологию и практику управленческой
деятельности.
Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, основное
содержание которой реализуется посредством методов управления. Методы управления персоналом – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления деятельностью организации. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания (приоритетов)
функций управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба
управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального
наличия тех или иных средств управления. Но направленность методов управления всегда одна и та же –
они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал
организаций (предприятий, компаний, фирм). Методы управления выбираются и используются в
зависимости от сочетания функций управления и от сочетания его средств (инструментов). Многое
зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества
персонала и реального наличия тех или иных средств управления. Но наибольший эффект и лучшее
качество системы работы с персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в
комплексе.
В целом, рассмотренные управленческие теории показывают, что окончательных истин здесь
нет. Реальная практика управления оказывается всегда богаче теории и постоянно стимулирует поиск
новых подходов в управлении.