Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:29, реферат
Многочисленная методическая и специальная литература по вопросам управления персоналом, появляющаяся в последние годы в печати, в основном уделяет внимание зарубежному опыту, считая, что в советское время этим вопросам не занимались на предприятиях страны, а ограничивались лишь кадровым делопроизводством. Видимо, такой взгляд связан с нарушением преемственности поколений в передаче опыта и приходом в область социального управления (в том числе персоналом) целой гвардии молодых управленцев. Игнорирование отечественного опыта не способствует пониманию "менталитета" наших трудовых коллективов и при внедрении западных образцов управления вызывает зачастую их отторжение у персонала
Факторы развития
профессионализма Е. Моргунов
Автор:
Многие нововведения в
отечественных организациях осуществляются
«методом проб и ошибок». Приходит новое
руководство, замечает какие-либо особенности
управления, не соответствующие его
привычкам и представлениям, и
начинает с той или иной мерой
решительности наводить новый порядок.
В настоящее время в
Вместо того чтобы уменьшать
число неконтролируемых переменных,
консультант осознанно идет на их
увеличение, увеличивает число
Используя схемы, разработанные
для описания бизнес-процессов, мы предлагаем
аналогично рассмотреть и процесс
развития профессионализма в организации.
Для этого предположим, что в
целях совершенствования
Первое. Для обозначения участников процесса развития профессионализма введем специальный термин – «АКТОР». Его специфика в том, что им может обозначаться любая участвующая в процессе сторона. Это может быть и отдельный сотрудник, и их группа, и даже вся организация.
Второе. Определим, что минимально необходимое число акторов для реализации процесса развития профессионализма – четыре. Кто они? Это: а) инициатор процесса развития; б) создатель детерминант развития; в) агент, осуществляющий и/или контролирующий воздействие детерминанты и г) адресат развития профессионализма. Инициатор первым осознает необходимость развития профессионализма и обладает достаточными полномочиями для делегирования обязанности создать новую детерминанту. Создатель обладает необходимой компетентностью для разработки детерминанты развития. Агент запускает процесс воздействия детерминанты на профессионализм работников. Адресат развивает свой профессионализм под влиянием детерминанты.
В социальной психологии чаще рассматривается интеграция всех указанных акторов на уровне малой группы. В ходе групповой динамики группа сама инициирует, создает, запускает детерминанты развития для самой себя. В педагогической психологии функции акторов распределены между как минимум двумя субъектами – психологом (педагогом) и учеником. В науках об управлении в качестве всех четырех акторов развития принято рассматривать саму организацию либо ее подразделения. Функции индивидуального работника, как правило, остаются вне рассмотрения.
Наиболее часто
Мы предлагаем исходить из
подвижности соотнесения
В результате взаимодействия акторов осуществляется процесс развития профессионализма, состоящий из этапов инициации, создания и воздействия детерминант (см. схему 1).
Схема 1. Акторы и этапы развития профессионализма
Предложенные нами основания
для классификации компонентов
развития профессионализма в сочетании
с функционально-структурным
Таблица 1. Компоненты и этапы создания и воздействия детерминант развития
Инициатор |
Создатель |
Агент |
Детерминанты |
Адресат |
Внешний |
Внешний |
Внешний |
Формальные/ Неформальные |
Организация |
Организация |
Организация |
Организация |
Инструментальные/ Полиинструментальные |
Группа |
Группа |
Группа |
Группа |
Естественные/ Искусственные |
Индивид |
Индивид |
Индивид |
Индивид |
Комплексные/ Сфокусированные |
Отдельные компоненты профессионализма/ |
Пример профессионально реализуемого проекта развития профессионализма
Инициатор. Усилилась конкуренция на рынке продаж недвижимости. Генеральный директор (индивид) принимает решение повысить квалификацию работников, для чего поручает отделу по работе с персоналом провести тренинг продаж.
Агент. Отдел по работе с персоналом (группа или индивид), проанализировав содержание предложений на рынке обучающих программ, подписал договор о тренинге с фирмой Х (организация), сотрудники которой проводят тренинг среди менеджеров по работе с клиентами агентства А.
Детерминанты развития. Тренеры провели анализ деятельности менеджеров по работе с клиентами, выявили недостатки в их подготовке и разработали программу тренинга (инструментальная детерминанта), ведущего к развитию всех необходимых компонентов профессионализма менеджеров (детерминанта комплексная).
Адресат развития. В ходе тренинга менеджеры обучаются категоризировать клиентов по степени перспективности, опираясь на предложенные тренером критерии (когнитивный компонент), обучаясь навыкам саморегуляции в ходе проведения сложных и продолжительных переговоров (регуляторный компонент), проводят переговоры, моделирующие процесс продажи недвижимости (коммуникативный компонент), разрабатывают документы по оформлению продажи (исполнительский компонент).
Другой пример иллюстрирует
неудачную первичную попытку
развития профессионализма и
последующую удачную
Инициатор и адресат детерминации в одном лице. Менеджер по работе с клиентами агентства недвижимости в коридоре попросил менеджера по работе с персоналом отправить его на тренинг продаж.
Агент детерминации. Менеджер по работе с персоналом спросил у руководителя отдела, есть ли возможность заплатить 7500 руб. за участие сотрудника в тренинге продаж. Руководитель ответил, что фонды выбраны и будут в следующем году.
Вторичный инициатор, агент и адресат детерминации. Менеджер по работе с персоналом (индивид), которому стало стыдно за свой отдел (регуляторный компонент), решил по своей инициативе провести интервью сотрудников о потребностях в повышении квалификации (коммуникативный компонент), проанализировать потребности (когнитивный компонент) и подготовить запрос на выделение бюджета обучения в следующем календарном году (исполнительский компонент).
Приведенные примеры иллюстрируют приближенную к реальности многокомпонентность процессов развития профессионализма. В этих процессах в идеальном случае принимают участие все уровни организации: общеорганизационный, групповой (подразделенческий) и индивидуальный. Результатом детерминации может быть также развитие профессионализма на всех организационных уровнях. Модель процессов такого рода представлена на схеме 2.
Схема 2. Направления детерминации развития профессионализма работников в организации
Несомненно, критически важным этапом в описанном выше процессе является этап воздействия агентов на адресатов. Это воздействие проявляется в самой яркой и подчас конфликтогенной форме. Однако подобные воздействия постоянно происходят в организациях, даже если руководство не отдает себе в этом отчета. Мы попытались перечислить некоторые из них, избрав для этого своеобразную карту, в которой указали потенциальных агентов и адресатов. Фактически данную карту можно рассматривать как базу для разработки комплексной программы развития профессионализма (см. табл. 2). Мы предполагаем, что если использовать все организационные уровни в качестве агентов воздействия и все уровни в роли адресатов, то процесс развития профессионализма станет необратимым. В то же время пока данная карта скорее избыточна, так как далеко не все направления воздействия проверены в реальных и экспериментальных условиях.
Таблица 2. Комплексная карта развития профессионализма работников
№ |
Агенты и адресаты детерминации развития профессионализма |
1. |
Организация – организация |
А |
Совершенствование структуры организации с учетом целей развития профессионализма |
Б |
Создание центра развития профессионализма (корпоративный университет, аттестационная комиссия) |
В |
Анализ функционально- |
Г |
Анализ характеристик обучаемости организации |
Д |
Развитие системы контроля исполнения принятых решений |
Е |
Внедрение современных информационных технологий |
Ж |
Разработка и внедрение системы управления знаниями |
2. |
Организация – подразделение |
А |
Разработка положений о подразделениях, учитывающих развитие профессионализма |
Б |
Введение обоснованных требований к оценке эффективности работы подразделений с учетом целей развития профессионализма |
3. |
Организация – работник |
А |
Определение приоритетов развития профессионализма с учетом фазы жизненного цикла организации |
Б |
Оценка структуры и уровня профессионализма работников |
В |
Разработка и оптимизация должностных инструкций работникам |
Г |
Разработка программы повышения квалификации |
Д |
Разработка системы |
Е |
Разработка программы
нематериального |
Ж |
Разработка программы аттестации работников |
З |
Создание кадрового резерва |
4. |
Подразделение – организация |
А |
Анализ проблем организации |
Б |
Разработка мероприятий по разрешению проблем организации |
5. |
Подразделение – подразделение |
А |
Создание системы обмена информацией и согласование планов работы подразделений |
Б |
Создание системы проблемных
групп, работа которых направлена на
совершенствование процессов |
В |
Внедрение технологий оптимизации группового обсуждения проблем и поощрение технологически оправданных совещаний |
Г |
Фасилитиация и психологическое сопровождение группового принятия управленческих решений |
Д |
Подготовка и введение функции посредничества в ситуации психологической напряженности и конфликта интересов между подразделениями |
6. |
Подразделение – работник |
А |
Разработка индивидуальных соглашений об условиях карьерного роста работников |
Б |
Анализ и стимулирование сетей поддержки работника |
В |
Развитие лидерских качеств работников |
Г |
Анализ индивидуальных стилей работы |
Д |
Развитие доверия и приверженности работников |
7. |
Работник – организация |
Стимулирование предложений по совершенствованию работы организации | |
8. |
Работник – подразделение |
Разработка предложений по совершенствованию работы подразделения | |
9. |
Работник – работник |
А |
Развитие системы |
Б |
Оценка, отбор и обучение будущих наставников |
В |
Развитие системы мотивации наставников |
Г |
Разработка мероприятия по развитию обмена опытом между работниками |
Д |
Самоанализ выполняемых задач и управление временем |