Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Дмитрий Нагиев, 20 Ноября 2010 в 01:46, реферат

Описание работы

Морально-психологическое обеспечение (МПО) деятельности войск - это система мероприятий. осуществляемых в целях достижения высокого морального духа военнослужащих, поддержания устойчивого морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и сплочённости воинских коллективов, противодействия психологическому воздействию противника в интересах успешного выполнения боевых задач.

Содержание

1. Сущность, значение, основные компоненты и задачи морально-психологического обеспечения войск (сил) в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
2. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника в локальных войнах и вооруженных конфликтах ХХ века

Работа содержит 1 файл

решению в XXI веке военно.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

        Одновременно и противник разворачивал  пропагандистскую кампанию по  очернению советских войск и их миссии, призывая население Афганистана на борьбу против военнослужащих ОКСВ. В таких условиях перед командованием 40 А стояли задачи: переломить настроение благодушия, перестроить сознание военнослужащих с мирного на военный лад; вести решительную борьбу с беспечностью, элементами политической наивности; мобилизовать личный состав на борьбу с афганской оппозицией.

        В целях обеспечения информационных  условий выполнения вышеуказанных  задач  органами военного управления  с начала второго этапа (с  марта    1983 г.) организовывалось  ежедневное боевое или политическое  информирование рядового и сержантского  состава по 20-30 минут или политчас  один раз в неделю в зависимости  от обстановки. С офицерами и  прапорщиками 2-3 раза в неделю  организовывалось прослушивание  последних известий, постановка  и конкретизация боевых задач3.

        Следует отметить, что на протяжении  всей афганской военной кампании, а в ходе третьего этапа  боевых действий (с января 1987 г.) в  особенности, наряду с обеспечением  понимания обстановки выполнения  боевых задач личным составом  органам военного управления  приходилось немало сил прилагать  для мобилизации военнослужащих  на неукоснительное выполнение  боевых приказов. Понимание командирами,  штабами, органами воспитательной  работы важности этой деятельности позволило в целом обеспечить высокую организованность при выполнении боевых задач.

        С серьезными проблемами оценки  и разъяснения личному составу  складывающейся военно-политической  обстановки, морально-психологического  состояния противника столкнулись  органы военного управления соединений  и частей в ходе чеченского  военного конфликта, особенно  на начальном этапе боевых  действий (с декабря 1994 по февраль  1995 г.). Развитие событий показало, что ряд грубых просчетов в  деятельности органов военного  управления, допущенных на этапе  подготовки военной операции, пришлось  исправлять в ходе боевых действий  войск. На начальном этапе операции  значимыми управленческими проблемами  были неадекватность получаемой  разведывательной информации из  Чечни, неопределенность боевых  задач. До начала ввода федеральных  войск на территорию Чечни  не было точной информации  о силе незаконных вооруженных  формирований Дудаева, об отношении  населения Чечни и прилегающих  к ней Дагестана и Ингушетии  к силовому характеру установления  конституционного порядка на  территории Чеченской Республики.

        Еще в ходе выдвижения войсковых  колон к Чечне было встречено  сопротивление чеченских боевиков  на территории Дагестана и  Ингушетии, которые под прикрытием  местного населения блокировали  маршруты прохождения колонн, разоружали  военнослужащих, не имевших четкого  приказа на применение оружия, разводили их по домам в  качестве заложников. Наиболее угнетающе  на личный состав действовали  отсутствие четких и ясных  приказов, запрещение открывать  огонь на поражение первыми.  В силу нерешительных действий  командования 19 мсд (СКВО) в городе Назрань (Ингушетия) были понесены первые боевые потери военнослужащих4. Это негативно сказалось на морально-психологическом состоянии военнослужащих: у части из них возникли сомнения в успехе операции, появились признаки растерянности и неуверенности в своих силах.

        Недостаточность информации о  военно-политической обстановке  в Чечне на начальном этапе  боевых действий в ходе блокирования  Грозного командиры и их заместители  по воспитательной работе старались  компенсировать прослушиванием  радиосообщений, обобщением их и  доведением до воинов. В ходе  последующих активных боевых  действий по овладению Грозным  и другими крупными административными  центрами, уничтожения бандформирований  на всей территории Чечни командирам, штабам, органам воспитательной  работы удалось организовать  изучение и доведение до личного  состава военно-политической обстановки  выполнения боевых задач.

        Перелом в решении этой задачи  органами военного управления  был обеспечен в ходе второго  этапа чеченской военной кампании (с февраля по сентябрь 1995 г.). В  этот период перед командованием  частей и соединений на первом  плане стояли задачи обеспечения  управляемости, неукоснительного  выполнения требований вышестоящего  командования, противодействия паническим  настроениям и слухам среди  личного состава. Для решения  задач изучения военно-политической  обстановки в районах боевых  действий стали использоваться  подразделения психологической  борьбы. В их состав поочередно  входили подразделения разведывательных  управлений всех военных округов. 

        На третьем этапе чеченского  военного конфликта (с сентября 1995 г. по октябрь 1996 г.) наиболее  широкое распространение в реализации  этих задач получили такие  формы работы: как ежедневное  боевое информирование, беседы в  подразделениях, на блок-постах, огневых позициях с сообщением личному составу данных о ходе боевых действий, сведений о противнике, разъяснением полученных боевых задач, наиболее целесообразных способов их выполнения. Эта работа проводилась в паузах боевых действий.

        Накопленный в Афганистане и  Чечне опыт деятельности органов  военного управления по изучению  и доведению до личного состава  военно-политической обстановки  и морально-психологического состояния  незаконных вооруженных формирований  противника, по разъяснению и  обеспечению неукоснительного выполнения боевых приказов был развит при проведении контртеррористической операции в Северокавказском регионе России во второй половине 1999 г.  Произошли позитивные изменения в решении этих задач.

        Так, с самого начала операции  по рекомендации Главного управления  воспитательной работы ВС РФ  была организована целенаправленная  и непрерывная работа Группы  информационного обеспечения во  главе с пресс-центром штаба  Объединенной группировки войск  (сил)5. Этот нештатный орган был  создан при подготовке к боевым  действиям и имел разветвленную  сеть элементов в войсках от  штаба группировки до каждого  подразделения. Одним из основных  направлений работы этой группы  было своевременное предупреждение  войск о готовящихся информационно-психологических  акциях противника и их начале. Так, например, на начальном этапе  операции, во многом благодаря  эффективной работе сети справочно-информационных  центров и пунктов соединений  и частей, исключалось сближение  с незаконными вооруженными формированиями  до рубежа досягаемости войск  огневым поражением противника.

        Кроме того, в зависимости от  складывающейся боевой обстановки, по получению новых боевых  задач командирами и органами  воспитательной работы более  части проводились информационные  мероприятия со всеми категориями  военнослужащих. Так, в августе  1999 г. в ходе боевых действий  на территории Дагестана по  решению командования ОГВ (С)  было установлено ежедневное  политическое и боевое информирование  личного состава по 10-15 минут.  В соединениях и частях группировки  дважды в день перед началом  служебных совещаний с командирами  воинских частей, офицерами штабов  проводился 10-15-минутный просмотр  телепередач о положении в  Республике Дагестан и информирование  о характере действий наших  войск6.

        Также, в целях оперативного  ознакомления и адаптации военнослужащих  частей, прибывавших на доукомплектование  ОГВ (С) из других военных  округов, с военно-политической  обстановкой, складывающейся в  районе, и задачами, решаемыми группировкой, на железнодорожных станциях Владикавказ, Моздок, Кизляр и Махачкала была организована работа нештатных информационных пунктов. Такая организация информационного обеспечения войск полностью оправдала себя, так как способствовала успешному выполнению боевых задач, предупреждению неоправданных потерь среди личного состава.

        В деятельности органов военного  управления Сухопутных войск  по защите личного состава  от информационно-психологического  воздействия противника в рассматриваемых  конфликтах важным также являлось  укрепление боевого духа, сохранение  морально-психологической устойчивости  и боевой активности военнослужащих. В условиях Афганистана командиры,  штабы, офицеры органов воспитательной  работы на начальном этапе  столкнулись с проблемой слабой  подготовленности частей и соединений  к действиям против мелких  мобильных групп противника. Личный  состав оказался недостаточно  подготовлен и обучен действиям  в горно-пустынной местности,  низким был уровень физической  и моральной выносливости воинов. Первоначальные попытки (до середины 1980 г.) вести боевые действия традиционными  способами, в основном вдоль  дорог, по долинам и другим  направлениям, позволяющим применять  боевую технику и действовать  большими силами, были малоэффективными  и не давали результата. Такое  положение усиливало морально-психологическое  напряжение военнослужащих, повышало  степень их усталости и подверженности  информационно-психологическому воздействию  противника.

        В этих условиях в интересах  успешного решения боевых задач  в частях стали формироваться  усиленные подразделения (рота, батальон), боевые мобильные группы. Частично  решение проблемы физической  подготовки, в особенности горной, а также обучения навыкам тактических  действий и огневой подготовки  пополнения 40 А на втором и  третьем этапах военной кампании (с октября 1985 года до полного  вывода войск из Афганистана)  было возложено на учебные  соединения и части Турк ВО. Следует признать, что такой подход заметно повысил уровень морально-психологической готовности пополнения Ограниченного контингента советских войск к выполнению задач в условиях боевой обстановки Афганистана.

        Опыт показал, что важную роль  в повышении морального духа  воинов в боевой обстановке  играет информирование о фактах  инициативы и находчивости в  бою, о примерах мужества, отваги  и героизма, о боевых успехах  подразделений, оперативное представление  к награждению отличившихся в  боевой обстановке воинов. В начале  второго этапа (летом 1983 г.) по  настоянию командования Сухопутных  войск были организованы своевременное  награждение отличившихся воинов, обязательно награждение военнослужащих  по ранению и гибели в боевой  обстановке7. Это, безусловно, укрепляло  в личном составе самоотверженность,  мужество и высокую морально-психологическую  устойчивость.

        Как и в Афганистане, в ходе  боевых действий в Чечне решительность,  смелость, мужество и выносливость  личного состава во многом  проявлялась в их поступках  и действиях. Большинство офицеров, сержантов и солдат своими  действиями в боях доказали, что  патриотизм, чувство долга для  них не слова, а содержание  их мотивов и поступков.

        На первом этапе чеченского  военного конфликта (декабрь 1994 – февраль 1995 г.) в работе с  личным составом на первое  место выдвигалось такое испытанное  временем и не одним поколением  средство влияния на военнослужащих, как личный пример офицеров. Многие  командиры, офицеры-воспитатели  свое место в бою определяли  интересами выполнения боевой  задачи в целом. Их место  было не только на командном  пункте, но и там, где сосредоточены  основные усилия полка, бригады,  сводного отряда, где решалась  судьба боя.

        Умело организуя морально-психологическое  обеспечение выполнения боевой  задачи полка в одном из  кварталов г. Грозного в январе 1995 г., заместитель командира 81 мсп (При ВО) по воспитательной работе подполковник    И.В. Станкевич в экстремальных условиях лично возглавил сводный отряд и в течение 2-х суток успешно командовал им. Его боевой опыт, приобретенный в Афганистане, позволил выполнить поставленную задачу так, что в возглавляемом им отряде не было ни одного погибшего, а число раненых сведено к минимуму. За проявленный личный героизм, умелое командование и организацию морально-психологического обеспечения в период ведения боевых действий Указом Президента № 1059 от 19.10.1995 г. ему было присвоено звание Героя России.

        На втором и третьем этапах  боевых действий в Чечне (февраль  1995 – октябрь 1996 г.) эффективным  средством сохранения и развития  положительного настроя личного  состава была опора на боевой  актив, сформированный из числа  смелых, волевых, имеющих боевой  опыт воинов для оказания морально-психологической  поддержки не имеющим боевого  опыта военнослужащим. В этот  период командованию ОГВ (С)  в целом удалось обеспечить  высокий уровень морально-психологического  состояния личного состава.

        Качественно новые подходы в  обеспечении и сохранении морально-психологической  устойчивости военнослужащих были  использованы органами военного  управления в ходе контртеррористической операции на территории Дагестана и Чечни во второй половине 1999 г. Несмотря на более высокий уровень боевой слаженности частей, более четкое взаимодействие войск с представителями других силовых ведомств и успешное проведение боевых действий на начальном этапе операции, тем не менее в решении этой задачи органы военного управления испытывали ряд особенных проблем. В числе основных таких проблем были: сомнения личного состава в твердости и последовательности действий военно-политического руководства страны по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе; опасения среди части военнослужащих относительно рецидива «чеченского синдрома» в случае возможных военных неудач и, как следствие, потеря уверенности в своих возможностях и силе оружия; высокий уровень неудовлетворенности личного состава заботой государства, недоверие насчет своевременности и полноты денежных выплат участникам боевых действий; освобождение от участия в боевых действиях военнослужащих первого периода службы и другие.

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск