Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск

Автор: Дмитрий Нагиев, 20 Ноября 2010 в 01:46, реферат

Описание работы

Морально-психологическое обеспечение (МПО) деятельности войск - это система мероприятий. осуществляемых в целях достижения высокого морального духа военнослужащих, поддержания устойчивого морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и сплочённости воинских коллективов, противодействия психологическому воздействию противника в интересах успешного выполнения боевых задач.

Содержание

1. Сущность, значение, основные компоненты и задачи морально-психологического обеспечения войск (сил) в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
2. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника в локальных войнах и вооруженных конфликтах ХХ века

Работа содержит 1 файл

решению в XXI веке военно.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

    Важной  составной частью морально-психологического обеспечения является информационно-психологическое  противоборство. Оно направляется на нейтрализацию информационно-психологического воздействия со стороны противника, нанесение ему морально-психологического поражения, деморализацию его войск  и населения.

    Таковы  сущность, значение, основные компоненты и задачи морально-психологического обеспечения войск (сил) в локальных  войнах и вооруженных конфликтах. Хорошо организованная морально-психологическая  подготовка военнослужащих, направляемых для участия в боевых действиях  в интересах своей Родины (как  внутри страны, так и за ее пределами), находит свое воплощение в крепком  моральном духе и высокой боевой выучке войск, организованности, дисциплинированности и физической закалке личного  состава.

    2. Защита личного  состава от информационно-психологического  воздействия противника  в локальных войнах  и вооруженных  конфликтах ХХ  века

    Возрастание значения морального фактора в условиях военно-политического противостояния между ведущими мировыми политическими  системами во второй половине ХХ в. потенциально обусловили повышение  эффективности идеологических, морально-психологических  средств воздействия на войска и  население противника, а также  защиты своих войск от информационно-психологического воздействия противника. Как показали события в Анголе, Эфиопии и  в Афганистане возрастающую роль в локальных военных конфликтах в этот исторический период сыграла  защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, в том  числе от спецпропаганды как одного из его направлений.

    В советский период спецпропаганда как  направление политической работы впервые  получила широкое распространение  в войсках в годы Великой Отечественной  войны 1941 – 1945 гг. Опыт ее организации  был расширен в военных кампаниях  второй половины ХХ в. Так, события в  Афганистане (1979 – 1989 гг.) показали, что  советская спецпропаганда во многом способствовала успешному проведению боевых операций ограниченным контингентом советских войск в Афганистане (далее ОКСВ).

    С началом военной кампании стало  очевидным, что спецпропаганда среди мирного населения и формирований противника должна получить приоритетную роль в деятельности командиров, штабов, политорганов 40 А. Эта ситуация в конечном счёте стала первопричиной выхода в свет двух важных в данной сфере руководящих документов МО СССР: приказ МО СССР от 18 января 1981г. «О введении в действие Руководства по политической работе среди войск и населения противника в боевых условиях», директива МО СССР  и начальника Главного политического управления СА и ВМФ от 26 марта 1980 г. «О повышении готовности к ведению политической работы среди войск и населения противника в боевых условиях».

    Для совершенствования политической работы среди войск и населения противника в боевых условиях данными документами  уточнялись задачи спецпропаганды органам военного управления:

    1.Наращивать усилия по повышению готовности к ведению спецпропаганды, в том числе в условиях локального военного конфликта. Эту работу считать важной составной частью деятельности командиров и политорганов по совершенствованию боеготовности войск.

    2.Главное внимание сосредоточить на организации военно-политического изучения противника, на разработке материалов спецпропаганды с учетом задач войск. Совершенствовать взаимодействия политорганов и штабов по использованию сил и средств спецпропаганды в интересах выполнения боевых задач.

    3.Повышать качество и оперативность информации командиров, политорганов, штабов и войск о моральном потенциале противника. Шире использовать в этих целях занятия в системе командирской подготовки, научно-практические конференции, сборы и семинары.

    Иметь в каждой части необходимый минимум  информационно-справочных материалов по сопредельным странам и их армиям, которые систематически обновлять  и пополнять. К работе по разъяснению  военно-политической обстановки активнее привлекать лекторов, пропагандистов, армейскую печать, дома офицеров, клубы.

    4.Вырабатывать у командиров, политработников и офицеров штабов единое понимание задач и возможностей спецпропаганды.

    5.В профессиональной подготовке офицеров спецпропаганды основное внимание уделить совершенствованию практических навыков составления агитационно-пропагандистских материалов на иностранных языках, использованию технических средств спецпропаганды.

      6.Обеспечить своевременное освоение, надлежащее хранение и поддержание в постоянной готовности технических средств спецпропаганды.

     7.Регулярно уточнять цели, задачи и мероприятия основных направлений спецпропаганды, осуществлять контроль выполнения принимаемых решений.

    В соответствии с требованиями руководящих  документов МО СССР и по свидетельству  очевидцев, главными целями спецпропаганды в ДРА были: 
 

     – во-первых, укрепление советско-афганской дружбы, формирование лояльного отношения населения к советским воинам, создание наиболее благоприятных условий для выполнения поставленных задач;

         – во-вторых, отрыв народных масс от контрреволюции и завоевание их на сторону народной власти, подрыв морального духа мятежников, склонение их к прекращению сопротивления, переходу на сторону правительства;

       – в-третьих, мобилизация масс на активное участие в защите революционных завоеваний и строительстве новой жизни, повсеместное установление и укрепление народной власти, стабилизация обстановки в стране.

    Анализ  боевого опыта показал, что эффективность  советской спецпропаганды в Афганистане  достигалась:

      – захватом идеологической инициативы и упреждением противника в оперативном доведении информации;

      – сохранением наступательного тона в спецпропаганде во всех видах боевых действий;

      – непрерывным разоблачением пропаганды противника;

      – соблюдением достоверности и точности советской пропаганды;

      – учетом традиций и нравов, национально-психологических, религиозных и других особенностей местного населения;

      – высоким качеством агитационно-пропагандистских материалов, их убедительной аргументацией.

      Основными формами спецпропаганды были: печатная, устная, радио –  и кинопропаганда,  наглядная агитация,  организация совместных субботников, гуманитарная, медицинская и др. помощь населению, отпуск с пропагандистскими целями пленных мятежников.

     В подготовительный период операций и  боевых действий войск 40 А особое внимание уделялось тщательному изучению обстановки и социально-политической характеристики населения и бандформирований в районах предстоящих действий войск. В соответствии с замыслом и решением на боевые действия планирование спецпропаганды в соединениях и  частях ОКСВ осуществлялось в рамках общего плана боевых действий. Кроме  того, текстуально и на карте отрабатывался  детальный «План организации  политической работы среди населения  и спецпропаганды на бандформирования»  на период боевых действий.

     Частям  и подразделениям, привлекавшимся к  участию в боевых действиях, отдавались письменные или устные распоряжения, в которых определялись:

      -районы, цели и задачи политической работы среди населения и спецпропаганды на бандформирования;

      -состав и сроки готовности сил и средств спецпропаганды;

      -перечень подготовительных мероприятий, в том числе по взаимодействию со штабами, родами войск и служб, местными органами власти, подразделениями и частями ДРА.

     В первую очередь готовились материалы-обращения, адресованные к конкретным племенам, бандам, жителям определенных населенных пунктов, уездов, провинций. Исключительное значение имели подготовка иллюстрированных листовок, рассчитанных на неграмотную  и малограмотную аудиторию, взаимодействие с местными партийными и административными  органами, политорганами афганской армии, советниками.

     Развитие  военных событий с участием советских  войск на территории Афганистана (1979-1989 гг.) и российских войск в Чечне (1994-1996; 1999-   2000 гг.) показало, что  на военнослужащих осуществлялось постоянно  нарастающее информационно-психологическое  воздействие со стороны незаконных вооруженных формирований (НВФ). Поэтому  наряду с организацией спецпропаганды на противника и население ТВД, органам военного управления приходилось решать задачи контрпропаганды, которая в современных условиях является одним из видов морально-психологического обеспечения деятельности войск и называется – «защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника».

     Данное  обстоятельство в рассматриваемых  военных кампаниях вынуждало  командный состав, штабы, органы воспитательной работы уделять пристальное внимание наряду с боевой выучкой обеспечению  морально-политической и психологической  стойкости воинов, защите их сознания и воли от информационно-психологического воздействия противника как факторам, обеспечивавшим успешное выполнение боевых задач в своеобразных социально-политических, национальных и военно-стратегических условиях военных конфликтов.

     Боевой  опыт рассматриваемых вооруженных  конфликтов показал, что защита войск  от информационно-психологического воздействия  противника предусматривала решение  следующих основных задач: постоянное изучение и доведение до войск  военно-политической и морально-психологической  обстановки в районе боевых действий; разъяснение личному составу  боевых задач, обеспечение беспрекословного выполнения боевого приказа; непрерывное  укрепление боевого духа войск, сохранение морально-психологической устойчивости и боевой активности личного состава; выявление и перекрытие каналов  информационно-психологического воздействия  противника; срыв и ослабление эффективности  информационно-психологических акций  противника; ликвидация последствий  психологических операций боевиков.

     Боевые  действия на территории Афганистана  и Чечни характеризовались наличием обстоятельств, требовавших постоянных корректив в деятельности органов  военного управления по обеспечению  высокой морально-психологической  стойкости военнослужащих: сложность  переключения сознания личного состава  на военный лад; недооценка масштабов  и длительности операций, сил противника; недостаток информационно-справочного материала о театре военных действий, об истории и составе населения; недооценка значимости защиты личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

     Большую озабоченность командиров, штабов, органов воспитательной работы вызывала проблема перевода сознания военнослужащих на военное время. Среди части  личного состава, в том числе  высшего военного руководства, до самого начала боевых действий преобладало  мнение, что действиям войск на территории Афганистана и Чечни  не будет оказано ощутимого сопротивления. Предполагалось, что перед мощью  боевой техники, значительной численностью привлекаемых войск незаконные вооруженные  формирования откажутся от сопротивления  и сложат оружие. Формированию такого мнения способствовало отсутствие в  войсках четких и ясных представлений  о численности, вооружении, морально-психологическом  состоянии вооруженных формирований противника, содержании боевых задач, что и сказалось в дальнейшем на качестве подготовки войск к боевым действиям.

      Так, плановыми документами ввода  советских войск на территорию Афганистана  не предусматривалось их участие  в борьбе с вооруженными формированиями правительственной оппозиции. Они  могли только вынужденно отвечать на непосредственное огневое воздействие  со стороны мятежников или проводить  рейды для освобождения наших  военных советников1. Тем не менее  по распоряжению правительства страны с февраля 1980 г. части и соединения ОКСВ стали привлекаться к выполнению боевых задач.

        Положение войск осложнялось  наличием в их составе около  80 % военнослужащих, призванных из  запаса, не имевших боевой выучки  и коллективной слаженности2. Потребовалась  экстренная замена всех военнообязанных  кадровыми офицерами и военнослужащими  срочной службы, что закономерно  отразилось на морально-психологическом  состоянии личного состава.

        Совместная работа командования  частей и соединений, военных  советников к концу первого  этапа военной кампании (к ноябрю 1982 г.) позволила не только наладить  тщательное изучение районов  боевых действий, морально-психологического  состояния вооруженных формирований  оппозиции, но и в ряде случаев  установить прямые контакты с  полевыми командирами некоторых  бандгрупп. Органы военного управления тщательно изучали количество действующих в районе оппозиционных отрядов, их партийную принадлежность, отношение к местным органам власти и к советским военнослужащим, состав и численность, имена полевых командиров.

Информация о работе Основы организации морально-психологического обеспечения деятельности войск