Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Термин память используется по-разному в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих трактовок:
- Функция сознания, позволяющая нам сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях. Когда мы употребляем что-то для запоминания и последующего воспоминания, то пользуемся своей памятью.
- Система хранения, с помощью которой воспоминания удерживаются в головном мозге. Такие термины, как долговременная и кратковременная память, используются для обозначения временного интервала хранения.
- Информацию, которую мы фактически запоминаем, т.е. мы обладаем памятью о неких событиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Психологическая природа памяти……………………………………………….....5
1.1 Психологические аспекты памяти………………………………………......5
1.2 Сущность процессов памяти……………………………………………......7
1.3 Характеристика процессов памяти………………………………………...9
2 Психологическая характеристика видов памяти…………………………………11
2.1 Типология видов памяти…………………………………………………...11
2.2 Основные психологические особенности памяти………………………..14
2.3 Расстройства памяти……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………19
Глоссарий……………………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………..23
Приложение……………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Общая психология.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Согласно  другой точке зрения память может  быть результатом возникновения  новых синапсов. Это означает, что  всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникают  физические изменения.

     Но  микроскопической техникой эти изменения  обнаружить не удается, в частности в следствии исключительной трудности наблюдения живых нервных клеток под микроскопом. Как бы ни происходило дело, ясно одно, что именно синапс является тем местом, где происходят перестройки.

     Другая  гипотеза заключается в следующем: если память кодируется химически, то обе половины сохраняют задачу в памяти, если запоминание хранится в нервных связях – головных ганглиях, то животное, регенерировавшее из хвостовой части, не будет обладать соответствующими навыками. Под действием электрического тока планария рефлекторно сокращается .Если сочетать удар электрического тока с яркой вспышкой света, то животное начинает сокращаться, даже если вспышка не сопровождается электрическим раздражителем. Результат проверки показал, что после перерезания и регенерирования обе половины: «помнят задачу». Это результат поразителен. Ведь если система памяти является результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, способно, что электрический импульс, переданный нейроном, проходит от тела клетки через аксон к телу следующей. Место, аксон соприкасается со следующей клеткой, называется синапсом. На отдельном клеточном теле могут находиться тысячи синапсов. Существуют два основных вида синапсов, возбудительные и тормозные.

     На  уровне возбудительного синапса  происходит передача возбуждения к  следующему нейрону, и на уровне тормозного она блокируется.

     Для того, чтобы произошел разряд нейрона, может потребоваться довольно большое  число импульсов, одного импульса, как правило, недостаточно. Но для простаты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может вызвать ответ новой клетке. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией . Существуют две гипотезы. Первая предполагает, что долговременная память заключена в структуре белковых молекул в каждом синапсе. И нервная информация переходит через синоптическую щель химическим путем. 
 

     2.3 Расстройства памяти 

     Исследование  патологии памяти важны в теоретическом  отношение, так как они позволяют  выявить, какие структуры, факторы  участвуют в протекании мнемической  деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнемической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формулирование процессов памяти. На самом деле, в основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу.

     Психологические состояния мозга очень часто  сопровождаются нарушением памяти. Одним  из наиболее исследованных расстройств  непосредственной памяти является нарушение  памяти на текущие события, при которых  относительно хорошей остается память на события прошлого. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли они родственников, беседовал ли с ним сегодня врач и так далее. Ряд экспериментальных данных свидетельствуют о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведении.

     Расстройства  памяти распространяется часто не только не текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, то есть они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: с начало снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последующих лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдельное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного.

     В других случаях память может оказаться  нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого –то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6 – 7 слов, после пятого лишь три слова, а после шестого опять шесть, восемь слов.

     Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к  характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при обще мозговых нарушениях психической деятельности.

     Если  эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждения в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.

     Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.

     Исследования  нарушений памяти имеют большое  значение не только для уточнения симптомов мозговых заболеваний и их диагностики. 
 

     Заключение

 

     Память  – это запоминание, сохранение и  последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами –  это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

     Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относиться к работе памяти.

     Память  является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует  непосредственно на органы чувств, но и на то, что имело место  в прошлом.

     Ни  одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Сама память не мыслима вне других психических процессов.

     Человек, лишенный памяти, по сути дела престает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю высокий интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, который легко запомнил ряды чисел. И все же, память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

     Форма проявления памяти весьма многообразна, т.к. она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделяются 3 группы памяти:

  1. Что запомнил человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства и т.д.) Соответствующие этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, образную память.
  2. Как человек запомнил (случайно или преднамеренно). Выделяют произвольную и непроизвольную память.
  3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная, оперативная память.

          Еще выделяется эйдетичная память, она отличается фотографической  точностью. [4, c.154]

     Для того чтоб улучшить свою память,  необходимо тренировать ее, следует познакомиться  с законами памяти. (см. приложение А)

     Таким образом, основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта и специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

     Но  следует помнить о том, что  утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

     Укрепляя  и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических  процессах, как внимание, наблюдательность, воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.

     Лучшие  результаты можно получить, если заниматься утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности к 19 часам.

     Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память.

     Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

     Для того чтоб занятия и упражнения были эффективны, предварительно необходимо провести диагностику памяти. С помощью предлагаемых (Приложение Б) методик можно определить, какой вид памяти преобладает, а какой нуждается в тренировке. [2, c.145] 
 
 
 
 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Память это запоминание, сохранение и последующие воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
2 Ассоциации связь между отдельными представлениями, при котором одно из этих представлений вызывает другое.
3 Мгновенная 

(иконическая) 

память

представляет  собой непосредственное отражение  образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
4 Кратковременная

память

сохраняет в  течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.
5 Оперативная память рассчитана  на сохранение информации в течение  определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
6 Долговременная  память способна хранить  информацию в течение практически  неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.
7 Слуховая память это хорошее  запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
8 Двигательная  память представляет  собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
9 Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов  памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
10 Непроизвольная  память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека.

     Список  использованных источников

1 Выготский Л.С. Общая психология. - СПб., 2000.
2 Дубровина Психология: Учебник для студ.пед.учеб.заведений.,2008.
3 Кордуэлл М. Психология. А–Я: словарь-справочник/ Пер. с анг. К.С. Ткаченко. – М.: ФИАР-ПРЕСС, 1999.
4 Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшюпед.учеб.заведений - М.: ВЛАДОС, 1999.
5 Психология/Под  ред. Крылова.- 2-е изд. – М.: Проспект, 2009.
6 Психология  для студентов вуза/Под ред. Самыгина.-2-е  изд. – М.: Феникс, 2009.
7 Петровский  А.В. Психология. – М.: Академия, 2003.
8 Рогов. Курс лекций. 2000.
9 Рубинштейн. Основы общей психологии., 2000.
10 Столяренко  Л.Д. Психология. – Изд. Феникс, 2000.
11 Тихомирова  Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для  родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

     Приложения

А  
Б  

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика