Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Термин память используется по-разному в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих трактовок:
- Функция сознания, позволяющая нам сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях. Когда мы употребляем что-то для запоминания и последующего воспоминания, то пользуемся своей памятью.
- Система хранения, с помощью которой воспоминания удерживаются в головном мозге. Такие термины, как долговременная и кратковременная память, используются для обозначения временного интервала хранения.
- Информацию, которую мы фактически запоминаем, т.е. мы обладаем памятью о неких событиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Психологическая природа памяти……………………………………………….....5
1.1 Психологические аспекты памяти………………………………………......5
1.2 Сущность процессов памяти……………………………………………......7
1.3 Характеристика процессов памяти………………………………………...9
2 Психологическая характеристика видов памяти…………………………………11
2.1 Типология видов памяти…………………………………………………...11
2.2 Основные психологические особенности памяти………………………..14
2.3 Расстройства памяти……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………19
Глоссарий……………………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………..23
Приложение……………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Общая психология.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Общая психология
Тема Основные виды памяти и их характеристика
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1 Психологическая природа памяти……………………………………………….....5

         1.1 Психологические аспекты памяти………………………………………......5

         1.2 Сущность процессов памяти……………………………………………......7

         1.3 Характеристика процессов памяти………………………………………...9

2 Психологическая характеристика видов памяти…………………………………11

         2.1 Типология видов памяти…………………………………………………...11

         2.2 Основные психологические особенности памяти………………………..14

         2.3 Расстройства памяти……………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………………19

Глоссарий……………………………………………………………………………...21

Список  использованных источников………………………………………………..23

Приложение……………………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Термин память используется по-разному в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих трактовок:

     - Функция сознания, позволяющая нам  сохранять и восстанавливать  информацию о прошлых событиях. Когда мы употребляем что-то для запоминания и последующего  воспоминания, то пользуемся своей памятью.

     - Система хранения, с помощью которой  воспоминания удерживаются в  головном мозге. Такие термины,  как долговременная и кратковременная  память, используются для обозначения временного интервала хранения.

     - Информацию, которую мы фактически запоминаем, т.е. мы обладаем памятью о неких событиях. [10, c.213]

     Одним из основных свойств личности является память. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. [1, c.143]

      Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколения жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

      У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо, более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

      Более точно и строго, чем это сделано  выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. [3, c.87]

      Память  – одно из уникальных способностей человека, именно поэтому эта тема заинтересовала меня «Основные виды памяти и их характеристика». Цель курсовой работы - рассмотреть и охарактеризовать основные виды памяти.

      Предмет курсовой работы являются виды памяти.

      Объектом  является характеристика видов памяти.

      Задачи: 1. Рассмотреть сущность процессов памяти.

      2. Дать общую характеристику видам памяти.

    3. Рассмотреть виды памяти и их особенности.

     Основная  часть

     1 Психологическая природа памяти

 
 
    1.   Психологические  аспекты памяти
 
 

       Когда мы говорим о памяти в общеупотребительном смысле слова, мы имеем в виду два совершенно разных процесса. Еще прежняя психология различала два рода памяти механическую и логическую, или ассоциативную. Под механической памятью разумелась способность организма сохранять след многократно повторенных реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Этот процесс психологи совершенно правильно употребляли дорожной колее и говорили о проторении путей как об основе для накопления индивидуального опыта. Вся та сумма личных навыков, которой мы располагаем, представляет из себя, не что иное как результат такого проторения. Многократно повторенное движение как бы оставляет в нервной системе и облегчает прохождение теми же путями для новых возбуждений.

     Значение  этого проторения нервных путей  легче всего установить путем  простейшего опыта на хроноскопе т. е. особых часах, употребляющихся  в психологии для измерения скорости реакций, дающих точность до 0,001 доли секунды. Попробуем измерить время, которое потребно на то, чтобы реагировать на какую-нибудь цифру, следующую вслед за ней.

     Например; испытуемому демонстрируется 17, требуется  назвать 18. Затем ставим опыт так, что  испытуемый на предъявленную цифру  должен реагировать называнием не последующей, а предшествующей, т. е. назвать 16. При этом оказывается, что в первом случае времени на реакцию потребовалось в 2 раза меньше, чем во втором.

     Это объясняется тем, что реакция  в прямом порядке привычнее для  организма и совершается по проторенным путям, в то время, как реагирование в обратном порядке менее привычно для нервной системы и совершается более затрудненно, а объективным показателем затрудненности становится увеличение времени протекания реакции.

     Другая  форма памяти так называемая ассоциативная память. Учение об ассоциациях долгое время составляло основу психологии, и многие психологи называли ассоциацией всякую связь или сочетание реакций. Но при этом имелась в виду всегда только ассоциация представлений.

     Между тем с таким же правом мы могли бы говорить и об ассоциациях решительно всяких движений. И так под ассоциацией мы будем понимать такую связь реакций, при которой наступление одной из них непременно влечет за собой появление и другой. В самой простой форме учение об ассоциациях превосходило учение об условных рефлексах, которые в сущности, являются частным случаем и разновидностью ассоциаций.

     Правильно было бы рассматривать условный рефлекс  как случай неполной ассоциацией, когда  связь замыкается полностью не между двумя реакциями, а между раздражителем одной и ответной частью другой ассоциаций: по сходству, по смежности и по контрасту.

     Надобности  в подобных различиях нет, так  как они выражают скорее логическую разницу в ходе нашего мышления, чем психологическую особенность каждого процесса. Таким образом прежняя психология знала, что все богатство личного поведения возникает из опыта чрезвычайно интересны психологические опыты по сравнению обоих родов памяти для выяснения того, который из них является более нужным и полезным. 
 

     1.2 Сущности процессов  памяти

 
 

     То, что обычно мы называем памятью, вовсе  не представляет собой чего-либо однородного, но на самом деле заключается в  себе ряд сложных моментов. Прежняя  психология насчитывала четыре таких  момента, называя первым само закрепление реакции, то есть наличие первого следа от данного раздражения. Этот момент присущ, вероятно, всем решительно раздражителям, которые проходят через наш мозг.

     Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

     Память  – это запоминание, сохранение и  последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

     Память  – это удивительное свойство человеческого  сознания, это возобновление в  нашем сознании прошлого, образов  того, что когда – то произвело  на нас впечатление.

     Ни  одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

     Второй  момент процесса памяти заключается  в том, что по известному сигналу  испытуемый производит заученное движение или произносит нужное слово. Так  если испытуемый произносит несколько  раз стихотворение, держа перед глазами книжку, то моментом воспроизведения реакций мы будем называть тот, когда эти реакции сумеют у него возникать без наличия соответствующих раздражителей, то есть когда стихотворение сможет быть произнесено без наличия книги. Но мы прекрасно знаем, что никакая реакция без наличия раздражителей невозможна, следовательно, и воспроизведение которое означает в сущности реакцию, всегда для своего возникновения нуждается в известных раздражителях. Каковы же будут эти раздражители в данном случае? Все дело сводится, очевидно, к тому, что процесс воспроизведения реакции в качестве своего основного толчка подчиняется внутреннему раздражителю. Затем все части воспроизводимых реакций связываются между собой так, что ответ на одну реакцию служит раздражителем для следующей. Это чрезвычайно легко видеть на простейшем примере, когда, забыв какую-нибудь строчку, мы начинаем читать стихотворение с самого начала, и тогда предшествующая строчка сама вызывает не достающую. Таким образом, второй момент сводится к установлению связей между внутренним раздражителем и данной группой, реакций, с одной стороны, и между отдельными членами группы, с другой.

     Запоминая какие – либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с  другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что значит запомнить какое – нибудь иностранное слово, например французское «la table» Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация – это из этих представлений вызывает другое.

     Третий  момент в процессе памяти так называемый момент узнавания, который сводится к тому, что воспроизведенная реакция  осознается нами как уже бывшая. В данном случае речь идет о том, что к воспроизведенной реакции  присоединяется новая реакция, которая как бы отождествляет воспроизведенную реакцию с бывшей прежней.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика