Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Термин память используется по-разному в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих трактовок:
- Функция сознания, позволяющая нам сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях. Когда мы употребляем что-то для запоминания и последующего воспоминания, то пользуемся своей памятью.
- Система хранения, с помощью которой воспоминания удерживаются в головном мозге. Такие термины, как долговременная и кратковременная память, используются для обозначения временного интервала хранения.
- Информацию, которую мы фактически запоминаем, т.е. мы обладаем памятью о неких событиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Психологическая природа памяти……………………………………………….....5
1.1 Психологические аспекты памяти………………………………………......5
1.2 Сущность процессов памяти……………………………………………......7
1.3 Характеристика процессов памяти………………………………………...9
2 Психологическая характеристика видов памяти…………………………………11
2.1 Типология видов памяти…………………………………………………...11
2.2 Основные психологические особенности памяти………………………..14
2.3 Расстройства памяти……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………19
Глоссарий……………………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………..23
Приложение……………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Общая психология.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Наконец, на четвертом месте должен быть поставлен  последний момент, в сущности представляющий собой опять совершенно новую  реакцию – момент локализации, то есть нахождение места и времени и той связи обстоятельства, в которых проявилась данная реакция. Нам должно быть совершенно понятно, почему каждый из этих моментов может существовать совершенно раздельно, без остальных. Причиной этого является то, что перед нами совершенно разные роды деятельности памяти.

     Память  связывает прошлое человека с  его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать  и много помнить, с каждым годом  жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное – это его собственная память.

     В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как  науки». Память – сложнейший психический  процесс, поэтому, не смотрят на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга. 
 

       1.3 Характеристика процессов памяти 

     Запоминание. Первоначальная форма запоминания- так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и так далее, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо.

     Лучше всего запоминается то, что имеет  жизненно важное значение для человека, все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему. От произвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использовано. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, заполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и так далее. Поставленная цель – запомнить, играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.

     Исследование  П. И. Зинченко в этом плане убедительно  доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта , не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация, оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача, картинки запомнить.

     Посвященное той же проблеме исследование А. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание  может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнить прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, то есть, по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

     Одной из основных задач психологической  науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать материал. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который запоминают испытуемые, не был уложен в определенные смысловые структуры. Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10 –12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем “ чистой ” памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5 –7 отдельных элементов, это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4 –5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7 –8 изолированных и бессмысленных элементов. В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.

  
 
 
 

    2. Психологическая характеристика видов памяти 

    2.1 Типология видов памяти 

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его  особенностями.

     В качестве наиболее общего основания  для выделения различных видов  памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям:

     по  характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно –логическую,

     по  характеру целей деятельности –  на непроизвольную и произвольную,

     по  продолжительности закрепления  и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная ( или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия, Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

     Огромное  значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее.

     Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие  действия. Обычно признаком хорошей памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде,“ золотые ручки .“ 

     Эмоциональная память помагает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги, основана на эмоциональной памяти.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная  память. Этот вид памяти связан с  нашими органами чувств, благодаря  которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Произвольная  память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приёмы, производит волевые усилия.

Каждый  знает, что огромное место в нашей  жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных  мнемических намерений и усилий, формируется основная и по их объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приёмов, без волевых усилий. Непроизвольная память- неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а что, связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных.

В человеке же мы различаем ясно оба эти явления  памяти. Лучший способ запомнить и  надолго сохранить в памяти –  применить знания на практике. Кроме  того, память не желает удерживать в  сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти длительностью сохранения того, что человек запоминает.  

     2.2 Основные психические особенности памяти

 

     Психологическое изучение механизмов памяти хронологически старше других. Самое большое распределение получили ассоциативные теории памяти. Предметы и явления действительности запечатляются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова “ группами или рядами “. Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обуславливает реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведение. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно – временных отношением предметов и явлений, другие отражают их сходство, третьи –противоположность, четвертые – причинно – следственные отношения.

     Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В 18 –19 веках учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д. Джеймс, Спенсер).

     Подлинно  научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

     Пределы развития возможности памяти человека.

     Естественно возникает вопрос: можно ли улучшить природу и силу человеческой памяти посредством воспитательного воздействия?

     Так как в основе памяти лежит известная  пластичность нашего нервного вещества, то само собой разумеется, что природные силы памяти не могут быть увеличены или уменьшены никакими другими средствами, кроме тех, которые непосредственно ведут к расслаблению и восстановлению нервной системы. Сильное малокровие, наличие в организме ядов, общая расслабленность нервной системы связываются конечно, с ослаблением памяти. И всякое питание, усиление и укрепление нервной системы восстанавливают память. Поэтому Джеймс считает несомненным тот факт, что природные качества нашей памяти не могут быть улучшены никакими упражнениями. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Мейман нашел, что его испытуемый в результате нескольких недель упражнений сократил время для заучивания бессмысленных слогов, сократил время для заучивания 12 слогов с 56 повторений до 25 и с другой 18 до 6. Запоминание есть деятельность, и, как таковая, она может быть улучшена при помощи упражнений. Могут быть выработаны специальные навыки и умения – запомнить. И первый эффект воспитания памяти заключается именно в улучшении запоминании. Далее, память в специальных отношениях может быть всегда улучшена и усиленна, хотя это и не означает повышение природной способности памяти. Мы помним, что психологически память означает связь, устанавливающую между одной и другой реакцией. Чем большим количеством ассоциаций мы располагаем, тем легче устанавливается новая ассоциация и, следовательно, повышается качество нашей специальной памяти. Надо отметить, то, что прежде называлась памятью, представляет из себя сложную и комбинированную форму поведения, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами. В зависимости от этого путем специальных упражнений могут быть улучшены как отдельные стороны поведения так и самые главные взаимные соединения его различных частей.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика