Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В современном мире с его обилием информации, новостей, множеством различных изобретений человечества в области науки и техники, искусства на мозг человека ежедневно возлагается огромная задача по переработке данных, полученных от различных источников. Порой человек даже не замечает, какой объем работы получает его мозг, когда он выполняет уже знакомые ему действия и обучается новым. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человечество многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Все, что человек узнает, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. За процесс запоминания, хранения и воспроизведения полученной информации отвечает память.
Данная курсовая работа посвящена основным видам памяти.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………......3
1 Развитие представлений о памяти в российской и зарубежной
психологии………………………………………………………………..6
1.1 Учение об ассоциациях как основа изучения памяти…………………6
1.2 Представления о памяти с точки зрения различных психологических школ……………………………………………………………………….7
1.3 История изучения памяти……………………………………………..…9
2 Характеристика видов памяти……………………………………….…13
2.1 Классификация видов памяти……………………………………….….13
2.2 Основные процессы и механизмы памяти………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Глоссарий…………………………………………………………………….…26
Список использованных источников…………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая 5 семестр.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
="justify">     Бывают  случаи, когда воспроизведение протекает  в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.

     Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, человек старается вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

     Помимо  воспроизведения человек постоянно сталкивается с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, человек узнает дом, в котором живет приятель, но в котором он никогда не был, а узнавание происходит из-за того, что ранее ему описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  виды памяти разделяются по трем основными критериям: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Существует, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Все виды памяти  не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, но имеют существенные различия. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными свойствами. 

 

      Заключение

     В ходе написания данной курсовой работы была проанализирована различная учебно-методическая литература по проблеме основных видов  памяти,  изучено развитие представлений по вопросу исследования данной темы в российской и зарубежной науке, охарактеризованы основные виды и процессы памяти, даны краткие  характеристики аномалиям памяти.

     При работе над  курсовой мною был сделан  вывод о том, что память – очень важный компонент нашей психической деятельности. Как пишет Д. Лапп  в своей книге  «Искусство помнить и забывать»: «Память — это сложный мыслительный процесс, который понять можно и должно, если мы хотим пользоваться им с максимальной для себя выгодой».9 Из этого высказывания следует, что для полноценного функционирования человеческой памяти необходимо продолжать ее изучать, так как в настоящее время нельзя сказать, что наука в полном объеме владеет знаниями в данной области.

     Следует согласиться с А.Н. Леонтьевым, который утверждал, что «память на уровне деятельности должна присутствовать во всех наших процессах. Она вводит в игру все остальное: припоминание на уровне действия, операций, исполнительных механизмов, как вообще человеческие потребности, конкретизировавшие себя в известных мотивах, побуждениях, вводят в игру всю человеческую деятельность — и в каждое отдельное действие, и в каждый акт».10

      Таким образом, можно сделать вывод, что  память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Человеческая память благодаря многим приемам опосредствования может вбирать в себя огромное количество информации. Кроме того, она совершенно освобождена от необходимости повторения ситуации запоминания: нужное содержание человек может вспомнить в любых других условиях благодаря использованию стимулов-средств, или знаков.

     Все виды памяти взаимозависимы друг от друга. При воспроизведении в памяти того или иного события, человек вспоминает не только увиденные образы, но и услышанные звуки, пережитые эмоции и т.д. Это позволяет сделать вывод о том, что человеку необходимы все виды памяти, так как при отсутствии хотя бы одного из них будут нарушены функции всех остальных.

     Анализ  учебно-методической литературы по данной теме, показывает, что перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

     По  моему мнению, мне удалось достичь  поставленных в своей работе целей  и задач. Благодаря тому, что мною был намечен  план действий, поэтапно решались поставленные в ходе работы задачи, считаю, что в полной мере раскрыть тему курсовой работы мне удалось. Так же успешному написанию работы способствовало то, что данная тема была мне интересна. В процессе работы было мною получено много новой информации об основных видах памяти, об их различиях и взаимодействии. Было интересно узнать о том, какие изучения и эксперименты проводились в данной области. Все приобретенные знания помогут мне в дальнейшей учебе.

Мне, как будущему психологу, хотелось бы продолжить изучать  виды памяти в своей дальнейшей работе. Основываясь на полученных в ходе написания курсовой теоретических данных, мною запланировано ознакомление с методиками тренировки и улучшения памяти, а так же с приемами наилучшего запоминания.

 

     Глоссарий

п/п

Понятия Содержание
1 Ассоциация (лат. Associatio — соединение) — в психологиизакономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти
2 Быстрота памяти характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию
3 Воспроизведение процесс воссоздания  образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент
4 Двигательная      (моторная) память запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений
5 Запоминание  процесс  запечатления и последующего  сохранения воспринятой информации
6 Кратковременная память вид памяти, характеризующийся  очень кратким сохранением воспринимаемой информации
7 Непроизвольная    память вид памяти, в  процессе которой запоминание и  воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без  контроля со стороны сознания
8 Образная память память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.

 

9 Объем памяти важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует  возможности запоминания и сохранения информации
10 Оперативная       память обозначает  мнемические процессы, обслуживающие  непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции
11 Память способность живой  системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении».
12 Произвольная        память вид памяти, при  котором перед человеком стоит  задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные усилия для реализации данной задачи
13 Прочность характеристика  памяти, отражающая способность человека удерживать определенное время необходимую информацию
14 Словесно-логическая память вид память, заключающийся  в запоминании и воспроизведении  мыслей
15 Точность  характеристика памяти, отражающая способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию
16 Узнавание восприятие  объекта, представление о котором  сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление  памяти), или на основе словесных  описаний (представление воображения)

 

     Список  использованных источников

1. Психология: учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009.
2. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
4. Лапп Д. Искусство  помнить и забывать. – СПб.: Питер, 2005.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Наука, 2003.
6. Психология: учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005.
7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.
8. Узнадзе Д.Н. Общая  психология. – СПб.: Питер, 2004.
9. Андерсен Дж.Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002.
10. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. – М.: Наука, 2000.
11. Когнитивная психология: учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Наука, 2002.

 

Приложения

                                   А                     
                                   Б                     
                                   В                    
                                  Г                                         
                                  Д                       

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика