Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В современном мире с его обилием информации, новостей, множеством различных изобретений человечества в области науки и техники, искусства на мозг человека ежедневно возлагается огромная задача по переработке данных, полученных от различных источников. Порой человек даже не замечает, какой объем работы получает его мозг, когда он выполняет уже знакомые ему действия и обучается новым. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человечество многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Все, что человек узнает, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. За процесс запоминания, хранения и воспроизведения полученной информации отвечает память.
Данная курсовая работа посвящена основным видам памяти.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………......3
1 Развитие представлений о памяти в российской и зарубежной
психологии………………………………………………………………..6
1.1 Учение об ассоциациях как основа изучения памяти…………………6
1.2 Представления о памяти с точки зрения различных психологических школ……………………………………………………………………….7
1.3 История изучения памяти……………………………………………..…9
2 Характеристика видов памяти……………………………………….…13
2.1 Классификация видов памяти……………………………………….….13
2.2 Основные процессы и механизмы памяти………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Глоссарий…………………………………………………………………….…26
Список использованных источников…………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая 5 семестр.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Екатеринбургский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Общая психология
Тема Основные виды памяти и их характеристика
Фамилия студента Николаева
Имя студента Мария
Отчество  студента Викторовна
№ контракта 05808080709021
Файл  титульного листа  

 

 

      Содержание

      Введение……..………………………………………………………………......3

    1. Развитие представлений о памяти в российской и зарубежной  
      психологии
      ………………………………………………………………..6
    1. Учение об ассоциациях как основа изучения памяти…………………6
    1. Представления о памяти с точки зрения различных психологических школ……………………………………………………………………….7
    2. История изучения памяти……………………………………………..…9
  1. Характеристика видов памяти……………………………………….…13

     2.1  Классификация видов памяти……………………………………….….13

     2.2  Основные процессы и механизмы памяти………………………….….19

          Заключение……………………………………………………………………..24

     Глоссарий…………………………………………………………………….…26

     Список  использованных источников…………………………………………28

     Приложения   ………………………………………………………….………29 
 
 
 

 

      Введение

     В современном мире с его обилием  информации, новостей, множеством различных  изобретений человечества в области  науки и техники, искусства  на мозг человека ежедневно возлагается  огромная задача по переработке данных, полученных от различных источников. Порой человек даже не замечает, какой объем работы получает его мозг, когда он выполняет уже знакомые ему действия и обучается новым. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человечество многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Все, что человек узнает, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. За процесс запоминания, хранения и воспроизведения полученной информации отвечает память.

     Данная  курсовая работа посвящена основным видам памяти. В ходе ее написания была поставлена цель – ответить на ряд теоретических вопросов, касающихся понятию память, характеристике ее видов и механизмов.

     Так что же такое память? Как отмечает Д. Лапп, ни одно из существующих определений такого широкого понятия, как память не может считаться достаточным. Поэтому следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга. Словарь Уэбстера определяет память как: а) процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством механизмов ассоциативного мышления... и б) сумму усвоенной и сохраненной в сознании информации.1

     В.Н. Дружинин дает такое определение  понятию память: «Память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении». 2

     Не  смотря на разность трактовок определения  памяти, все ученые и психологи, занимающиеся этой проблемой, приходят к выводу, что память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять особенности формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Изучение  памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был  применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые  процессы и описать законы которым  они подчиняются.

     Проблемой изучения памяти занимались различные представители психологии российской и зарубежной науки, например, такие как Аткинсон Р., Ришар Ж.-Фр., Бреденкамп Ю., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Ляудис В.Я. и пр. Анализ результатов их научных трудов позволяет выделить противоречие в необходимости полноценного использования всех видов памяти для успешной человеческой деятельности, и  в недостаточной степени их изученности на сегодняшний день. Это противоречие возникает, потому что память человека обширна, она не поддается измерениям, и никто не знает истинных ее пределов. Возможно, что до конца изучить человеческую память никогда не удастся.

     На  мой взгляд, проблема изучения видов  памяти  в наше время весьма актуальна, потому что, зная механизмы запоминания  информации в том или ином виде, человеку будет легче усваивать новое и применять полученные знания на практике. Так же, в связи с изобретением новейших компьютерных технологий, стала актуальной проблема тренировки и укрепления памяти человека, потому что многое за него выполняет компьютер, освобождая от необходимости запоминать ту или иную информацию.

     Объектом  изучения моей работы является человеческая память.

     Предметом моего исследования являются основные виды человеческой памяти.

     Цель  исследования: проанализировав научно-методическую литературу по выбранной теме, ознакомиться с основными видами памяти, дать их характеристику.

     Задачи:

  1. изучить учебно-методическую литературу по данной теме;
  2. проанализировать развитие представлений по вопросу изучения основных видов памяти в российской и зарубежной науке;
  3. дать краткую характеристику основных видов памяти;
  4. описать основные процессы и механизмы памяти;
  5. дать краткую характеристику основным аномалиям памяти.

     Методы  исследования, используемые в моей работе: сбор, анализ и обобщение  материалов по вопросу изучения основных видов памяти.

     Практическая  значимость моей работы заключается  в возможности ее использования  в качестве лекций по общей психологии при более углубленном изучении основных видов памяти, в качестве подготовки материала для проведения семинаров, коллоквиумов,  лабораторных работ по данной теме.  
 
 
 
 

 

     Основная  часть

     1 Развитие представлений  о памяти в российской  и зарубежной  
психологии

     1.1 Учение об ассоциациях  как основа изучения  памяти

     В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

     1.   Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

     2.   Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам..

     3.   Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

     Связь разновидностей ассоциативных явлений  с процессами запоминания отображена в предложенной таблице (См. Приложение А).

     Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.3

     Учение  об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер). Представители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций — многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

     К сожалению, в большинстве случаев  теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

     Вместе  с тем отрицать существование  ассоциативных связей нельзя. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.4 Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм. 
 
 
 

     
    1.   Представления о  памяти с точки  зрения различных  психологических  школ

      Помимо  теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. На смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта. «Гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память человека, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал, с которым он имеет дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). Динамика запоминания и воспроизведения с позиции гештальтпсихологии мыслилась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика