Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

В современном мире с его обилием информации, новостей, множеством различных изобретений человечества в области науки и техники, искусства на мозг человека ежедневно возлагается огромная задача по переработке данных, полученных от различных источников. Порой человек даже не замечает, какой объем работы получает его мозг, когда он выполняет уже знакомые ему действия и обучается новым. Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики человечество многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Все, что человек узнает, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. За процесс запоминания, хранения и воспроизведения полученной информации отвечает память.
Данная курсовая работа посвящена основным видам памяти.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………......3
1 Развитие представлений о памяти в российской и зарубежной
психологии………………………………………………………………..6
1.1 Учение об ассоциациях как основа изучения памяти…………………6
1.2 Представления о памяти с точки зрения различных психологических школ……………………………………………………………………….7
1.3 История изучения памяти……………………………………………..…9
2 Характеристика видов памяти……………………………………….…13
2.1 Классификация видов памяти……………………………………….….13
2.2 Основные процессы и механизмы памяти………………………….….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Глоссарий…………………………………………………………………….…26
Список использованных источников…………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая 5 семестр.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Точность  воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

     Следует отметить, что многие исследователи  разделяют образную память на

зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

     Словесно - логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

     Особенностью  данного вида памяти является то, что  мысли не существуют без языка, поэтому  память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

     Оба этих вида памяти могут не совпадать  друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

     Развитие  обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае, очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

     В словесно-логической памяти главная роль  отводится второй сигнальной

системе, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

     Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда человек овладевает какой-либо двигательной деятельностью, то опирается не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью он запоминает не только движения, но и данные ему объяснения, свои переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

     Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

     Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем, если пытаешься запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

     Существует  также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания предпринимаются определенные волевые усилия.

     Проявлением кратковременной памяти является тот  случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

     Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

     Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

     Понятием  оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям. При этом он удерживает «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление наблюдается при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (Например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

     А.Г. Маклаков подчеркивает, что без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.7 

     2.2 Основные процессы  и механизмы памяти

     Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными свойствами. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота, точность и прочность (См. Приложение Г).8

     Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

     Такой    параметр,   как   быстрота,    характеризует    способность    человека

использовать  в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

     Другая  характеристика памяти — точность. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

     Важнейшей характеристикой памяти является прочность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

     Как  уже отмечалось, память — это  сложный психический процесс, который  объединяет целый ряд психических  процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие «память».

     Выделяют  следующие процессы и механизмы  памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение  и узнавание.

     Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

     Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра человек может вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставит себе задачу на запоминание.

     В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т. д. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоминания.

     Исследования  психологов выявили, что на прочность запоминания больше всего влияют два фактора: активность и осмысленность (См. Приложение Д).

     Всю информацию, которая была воспринята, человек не только запоминает, но и сохраняет определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

     Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит, прежде всего, под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

     Извлечение  материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

     Воспроизведение — это процесс воссоздания  образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

     Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой он учился, он неожиданно может воспроизвести образ учителя, который его учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление персеверирующих образов, которые характеризуются исключительной устойчивостью.

     При произвольном воспроизведении, в отличие  от непроизвольного, человек вспоминает, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта, например, когда задаемся целью вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, слова «идут сами собой».

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика