Основные трактовки мотива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 11:15, реферат

Описание работы

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Работа содержит 1 файл

Курс1ч.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Потребность в  автономии — потребность в  обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого  человека.

Поведенческая автономия — обретение независимости  и свободы, достаточной, чтобы без  внешнего руководства принимать  самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия — избавление от детской  эмоциональной зависимости от родителей.Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение. 

Психические особенности подросткового  возраста.

Каждый возраст  хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением  является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений. В это  время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст  — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется  качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного  рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового  комплекса". Что же он представляет собой?Вот его проявления:чувствительность к оценке посторонних своей внешностикрайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающихвнимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

    неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;

  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится  овладеть как можно большим количеством  знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в  этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные  потребности и черты. Сегодня  девочка-подросток скромно сидит  со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив  на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Как правило, подростки  направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований  подросткового возраста – чувство  взрослости.Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии  на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку  полезно пройти через такую школу  новых отношений. Ведь внешнее копирование  взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид  подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко  двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко  в карманы и сплёвывая через  плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице  и обложках журналов, выплёскивая  на маму эмоции по поводу имеющихся  расхождений.

Внешний вид  подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А  подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем  не отличаться от сверстников. Он может  переживать отсутствие куртки – такой  же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Внутренне происходит следующее.У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к  самостоятельности выражается в  том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так  напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться  и постараться приучить своих  чад отвечать за свои поступки. Это  им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще  один из основных конфликтов между  родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и  взгляды, оценки, линии поведения. Самое  яркое - это появление пристрастия  к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью  в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для  подростка является мнение о нем  группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение  подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего  особенности личностного развития подростка проявляются в общении  со сверстниками. Любой подросток  мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гендерные различия в мотивационной сфере подростков.

Сравнительные исследования межполовых различий охватывают как познавательную, так и мотивационную сферы человека.Наиболее легкий материал для межполового сравнения характерных способов социального поведения дает “переходный” – подростковый возраст. Рассмотрим кратко его типичные черты, относительно независимые от индивидуальных различий.

Среди возрастных особенностей подростков – мальчиков  и девочек – обычно выделяют стремление любым (не всегда адекватным) путем  занять достойное положение в  коллективе сверстников и в семье, избежать изоляции в классе и в  группе близких друзей (порождающей  повышенный интерес к “соотношению сил” внутри классных группировок), отмежеваться от всего “детского”, отсутствие авторитета возраста, повышенную требовательность к взрослым (в частности, восприимчивость  к ошибкам учителей) и неприятие “необоснованных” запретов, ярко выраженную эмоциональность, чувствительность к неудачам, тенденцию фантазировать и мечтать о будущем при переоценке своих возможностей и боязнь утратить созданный идеал, интерес к своему физическому и умственному развитию и т.д.

Половые различия затрагивают в той или иной мере фактически все указанные особенности, прежде всего характер общения и  социальные интересы.

Подростки-мальчики общаются обычно в больших компаниях, девочки (особенно в школе) – более  интимно, парами или тройками. В общении  мальчики эмоционально сдержанны, склонны  к соревнованию, у них обычно не принято выражение личных привязанностей и “нежных чувств”, а девочки  ценят именно откровенность и  эмоциональный контакт, объединяясь  не по сходству интересов, а по личной симпатии. Мальчики нередко входят в две малые группы одного и  того же класса согласно разным предметным основаниям, избегают “закрытых” группировок  и стремятся стать членами  коллективов старшеклассников. Напротив, девочки избегают попадать в компании старшеклассниц и охотно (но без  демонстрации и нажима) входят в  состав мальчишеских группировок сверстников. Вместе с тем они чувствительны  к колебаниям эмоционального климата  внутри класса и могут остро реагировать  на нейтральную позицию учителя  в борьбе учеников за лидерство в  классном коллективе. Девочки, как правило, более исполнительны, реже своевольничают и бравируют недостатками. Но именно они в среднем дольше сохраняют интерес к промашкам наставников (а также к любым разговорам в их среде), в то время как мальчики чаще поддерживают уважаемых учителей. Девочки обычно стремятся заслужить авторитет успехами в учебе, арсенал же “средств” самоутверждения мальчиков шире: и забота о расширении физических, умственных, волевых возможностей, и их переоценки, и более частый демонстративный негативизм.

Типичная подростковая роль – “классный шут” – невозможна для девочки. Интересно, что девочки  в целом правильнее оценивают  свои возможности и недостатки и  обнаруживают большую (по сравнению  с мальчиками того же индивидуального  темперамента) эмоциональную устойчивость в положении “гадкого утенка”  при отсутствии групповой или  семейной поддержки. Впрочем, мальчики могут стойко переносить изоляцию от коллектива, причем, как правило, упрямо отстаивают принятые позиции и “переоценки ценностей” не производят. У девичьего же упрямства выявляется особая динамика даже в пределах подросткового возраста: если в 11 лет девочки реже прибегают к нему, то позже положение меняется, они не только чаще бывают упрямы без оснований (стойкое упрямство отмечается только у девочек), но и более склонны бравировать своей самостоятельностью.

Информация о работе Основные трактовки мотива