Основные трактовки мотива

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 11:15, реферат

Описание работы

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Работа содержит 1 файл

Курс1ч.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Основные  трактовки мотива.

Мотив как  цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

          Именно предмет придает целенаправленность  побуждениям человека, а самим  побуждениям — смысл. Отсюда  вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев) (Хрест. 6.1).

           Мотив как потребность. Эта  точка зрения на мотив, высказанная  Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос, "почему" осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность.

          Мотив как намерение. Зная намерения  человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания  поведения. Намерения тогда выступают  в качестве мотивов, когда человек  либо принимает решение, либо  когда цель деятельности отдалена  и ее достижение отсрочено.  В намерении присутствует влияние  потребности и интеллектуальной  активности человека, связанное  с осознанием средств достижения  цели. То, что намерение обладает  побудительной силой очевидно, однако  оно не раскрывает причины  поведения.

          Мотив как устойчивое свойство  личности. Подобный взгляд на  мотив особенно характерен для  западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности  обусловливают поведение и деятельность  человека в той же мере, что  внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживаются и ряд отечественных психологов, в частности К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин.

          Мотив как побуждение. Наиболее  распространенной и принимаемой  точкой зрения является понимание  мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует  не столько физиологические, сколько  психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности (Ковалев В.И., 1988).

          Попытка найти при определении  мотива одну единственную детерминанту - это тупиковый путь, поскольку  поведение как системное образование,  обусловлено системой детерминант,  в том числе и на уровне  мотивации. Поэтому монистический  подход к пониманию сущности  мотива не оправдывает себя, что  вынуждает заменить его плюралистическим. Для правильного понимания психологического  содержания мотива необходимо  использовать все перечисленные  выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким  и неудобоваримым. При таком понимании  правомерно рассмотрение мотива  в качестве сложного интегрального  психологического образования.

          Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и  намерение, и побуждение, и свойство  личности, детерминирующие поведение  человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мотив - мотивация - мотивационная  сфера личности.

При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена, приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего возникает терминологическая неясность в определении "мотивации" и "мотива". Не лучше обстоит дело и с самим понятием. В качестве него называют самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Божович Л.И., 1997; аннотация), потребности и влечения, побуждения и склонности (Хекхаузен Х., 1986; аннотация), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (Рудик П.А., 1967), морально-политические установки и помыслы (Ковалев А.Г., 1969), психические процессы, состояния и свойства личности (Платонов К.К., 1986), предметы внешнего мира (Леонтьев А.Н., 1975), установки (Маслоу А., 1954) и даже условия существования (Вилюнас В.К., 1990).

          Точка зрения, что мотивы - устойчивые  характеристики личности, в основном  характерна для работ западных  психологов, но имеет сторонников  и в нашей стране.

          В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы  мотивации (М. Мадсен, 1959), устойчивые и функциональные переменные (Х. Мюррей, 1938), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон, 1964) рассматриваются как критерии разделения мотивов и мотивации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

          Ряд отечественных психологов (К.К.  Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности.

          Между мотивацией и свойствами  личности существует взаимосвязь:  свойства личности влияют на  особенности мотивации, а особенности  мотивации, закрепившись, становятся  свойствами личности.

          В связи с этим, как отмечает  П.М. Якобсон, имеет смысл поставить  вопрос, в какой мере личность  выявляется в ее мотивационной  сфере. А.Н. Леонтьев, например, писал,  что основная структура личности  представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон, однако, справедливо замечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт (Олпорт Г., 1938) говорит об этом же - что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие больше инструментальное.

          Безусловно, к чертам, имеющим мотивационное  знание, можно отнести такие особенности  личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха  или избегание неудачи, мотивы  аффилиации или мотивы отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  определения мотивов.

Проблема мотивации  и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических  исследованиях деятельности мотивации  и целеполагания принадлежит  ведущая роль (Ломов Б.Ф., 1991; аннотация) (рис. 1).

          Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

          Концепции и теории мотивации,  относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

          В зарубежной психологии имеется  около 50 теорий мотиваций. В  связи с таким положением В.К.  Вилюнас (Вилюнас В.К., 1990) высказал сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое "мотив".

          В ряде работ "мотив" рассматривается  только как интеллектуальный  продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (Годфруа Ж., 1992) пишет, что "мотив" - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит Х. Хекхаузен (Хекхаузен Х., 1986; аннотация): это лишь "конструкт мышления", т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Неудивительно, что в его 2-томной монографии за мотив принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им "мотивом власти"; потребность в достижении - "мотив достижения"), либо личностные диспозиции (тревожность и др.), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).

          Когда ищут ответ на вопрос: "что же такое мотивы?", нужно  помнить, что это одновременно  ответ на вопросы: "зачем?", "для  чего?", "почему?", "от чего  человек ведет себя именно  так, а не иначе"? Чаще всего  бывает так, что то, что принимается  за мотив, способствует ответу  только на один или два из  перечисленных вопросов, но никогда  на все.

 

 

Действительно, в качестве мотива назывались самые  различные психологические феномены, такие, как:

намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович);

потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);

желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик);

морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);

психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);

предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);

установки (А. Маслоу);

условия существования (К. Вилюнас);

побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);

соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Тем не менее  большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив- это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мотивационная сфера.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает  иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а  возникающими на основе сознательно  принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной  структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают  отношения со сверстниками, ярко проявляется  аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Тенденция к  поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

  1. требование взаимопомощи и верности;
  2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Потребность в  неформальном, нерегламентированном общении  с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность  родителей понять и принять всевозрастающее  стремление детей к взрослости, самостоятельности  и является, причиной неудовлетворенности  подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано  стремление подростков к общению  с ровесниками, в большей степени  отвечающими запросам и потребностям молодых людей.Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Информация о работе Основные трактовки мотива