Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть отношение студентов к учебной деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое изучение развития особенностей отношения студентов к учебной деятельности
- рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика студенчества 5
1.1 Психологические особенности студентов 5
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности 9
Глава 2. Основные критерии оценки студентами учебного процесса 16
2.1 Психологические и психофизиологические особенности студентов 16
2.2 Влияние психофизиологических и психологических особенностей на отношение студентов к учебному процессу 17
Заключение 25
Список литературы 27
Свойства нервной системы и темперамента имеют генотипическую природу и практически не изменяются при жизни, но человек с любым темпераментом способен к любым социальным достижениям, в том числе и в учебной деятельности, но достигается это разными путями. Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной школе и вузе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему.
Последним необходимо вырабатывать компенсаторные приемы, чтобы приспособиться к требованиям деятельности, не релевантным их темпераменту. Выделяют следующие трудности учащихся со слабой нервной системой: длительная, напряженная работа; ответственная, требующая нервно-психического или эмоционального напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, особенно при дефиците времени; работа в условиях, когда преподаватель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (ситуация письменного ответа гораздо благоприятнее); работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно; работа в ситуации, требующей постоянного отвлечения (на реплики преподавателя, на вопросы других студентов); работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой; работа в шумной, неспокойной обстановке; работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя и т.п.
Для ослабления негативных эффектов такого рода, желательно, чтобы преподаватель использовал следующие приемы: не ставил студента в ситуацию резкого ограничения времени, а давал достаточно времени на подготовку; чаще позволял студенту давать ответы в письменной форме; разбивал сложный и большой по объему материал на отдельные информационные блоки и вводил их постепенно, по мере усвоения предыдущих; не заставлял отвечать по новому только что усвоенному материалу; чаще поощрял и подбадривал студента для снятия напряжения и повышения его уверенности в своих силах; в мягкой форме давал негативные оценки в случае неправильного ответа; давал время для проверки и исправления выполненного задания; по возможности не отвлекал внимание студента на другую работу до завершения уже начатой.
У учащегося с инертной нервной системой трудности возникают в следующих ситуациях: когда предлагаются одновременно задания, разнообразные по содержанию и способам решения; когда материал излагается преподавателем в достаточно высоком темпе; когда время выполнения работы строго ограничено; когда требуется частое отвлечение от основного задания на дополнительные виды работ, на ответы преподавателю или товарищам; когда продуктивность усвоения материала оценивается на начальных этапах его постижения или заучивания; когда необходимо дать быстрый ответ на неожиданный вопрос и т. п. 9
Соответственно
преподавателю можно
Важным
фактором, влияющим на показатели успешности
обучения студентов со слабой или
инертной нервной системой, является
поведение преподавателя на устном
экзамене. Часто можно встретиться с такими
ситуациями, когда преподаватель, выслушав
ответ студента по содержавшимся в билете
вопросам и задачам, дает дополнительную
задачу со словами типа: «Решайте задачу,
а я пока поспрашиваю другого студента
и через 5 (10 и т.д.) минут к Вам подойду.
Если решите, получите «отлично», а если
нет, то «хорошо». «Слабый» или «инертный»
студент в ситуации лимита времени может
так и не начать решение задачи за отведенное
ему небольшое время. Ему будет мешать
сознание, что вот уже полминуты прошло
и осталось только 4,5 и так далее. Подойдя
к студенту и видя чистый лист бумаги,
преподаватель требует «Так и не решил,
ну тогда ответь на совсем простой вопрос….».
«Припертый», как говорят, к стенке студент,
не имея времени подумать, говорит первое,
что приходит ему на ум, лишь бы что-то
сказать. Возмущенный преподаватель «хватается
за голову»: «Как, ты и такой простой вещи
не знаешь, какая уж тут пятерка, ты и тройки
не заслуживаешь». Дальнейшее не трудно
себе представить – тяжелый стресс для
студента, легкий стресс для преподавателя….
В данном случае ошибка педагога состояла
в резком ограничении времени на нахождение
решения в ситуации, которой была придана
повышенная значимость (решишь задачу
– получишь «пять», не решишь – может
быть всякое). Разумеется, многое в данном
случае зависит от привходящих факторов:
эмоционального состояния студента, степени
доброжелательности, демонстрируемой
преподавателем, важности для студента
исхода экзамена (может остаться без стипендии,
быть отчисленным и т.п.).
Следует
отметить, что существуют психофизиологические
методики и опросники, позволяющие
определить при необходимости тип
нервной системы у студента. При
всей дискуссионности
Есть
данные о связи некоторых показателей
электроэнцефалограммы с
Утверждение о влиянии способностей на успешность обучения студентов кажется тривиальным, но характер этого влияния оказался не таким однозначным, как представляется на первый взгляд. Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного студента, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить такие относительно самостоятельные составляющие как общий интеллект, социальный интеллект, специальные способности и креативность (творческость). Однозначно можно сказать о положительной связи с успешностью обучения только относительно специальных способностей. К ним относятся сенсорные способности (фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, цветоразличительная чувствительность для художника и т. п.); моторные способности (пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п.); профессиональные способности (техническое мышление, пространственное мышление, математическое и т.п.). Во многих случаях низкий уровень развития профессионально важных специальных способностей просто делает недоступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля. И наоборот, успешное обучение в вузе фактически совпадет с процессом формирования специальных профессиональных способностей.
В последнее время в психологии в качестве относительно самостоятельного вида выделяется социальный интеллект, понимаемый как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности (компетентности в общении), обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на других людей, обеспечению совместной деятельности, занятию достойного положения в коллективе и обществе (социальный статус). Высокий уровень социального интеллекта важен для овладения профессиями, типа «человек-человек» по классификации Е.А. Климова В то же время есть данные, что высокий уровень социального интеллекта иногда развивается в качестве компенсации низкого уровня развития предметного (общего) интеллекта и креативности. В пользу того, что высокий уровень социального интеллекта часто коррелирует с невысоким уровнем успешности обучения фиксируют и некоторые типологии личности студентов, которые будут рассмотрены ниже. В то же время формальная успеваемость таких студентов может быть завышена за счет умелого воздействия на преподавателей с целью получения желаемой более высокой оценки.
Таким образом, современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности учителя, необходимости его социально-нравственного развития. Обращение к категории «ценностное отношение» как специфическому образованию в структуре профессиональной деятельности учителя предполагает внедрение образовательных технологий, обеспечивающих развитие ценностной сферы личности студента, становление его внутренней позиции и рефлексии на педагогическую деятельность как ценность.
Ценностное отношение к учебной деятельности формируется в процессе проживания студентами определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих ценности и ценность самой педагогической деятельности.
Большинство
ученых подчеркивают, что ценностное
отношение формируется под
Заключение
Государственная образовательная система играет ведущую и основополагающую роль в развитии общества, в увеличении эффективности его деятельности в самых различных областях общественной практики. Образовательные учреждения в мировой науке рассматриваются как социальные системы, представляющие институт социализации человека, формирования и становления личности гражданина в современном обществе. Эволюция общества полностью определяется демографическими масштабами интеллектуального непрерывного психического развития, которое осуществляется только посредством учения в социальной системе образования.
Специфика университета - готовить в первую очередь научно-педагогические кадры, а значит, формировать личность ученого и преподавателя высшей квалификации. С этой целью необходимо повышать эффективность профессионального обучения в вузе, а также совершенствовать процесс его индивидуализации и гуманизации с учетом когнитивного развития студентов. До недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется тем объемом знаний, который получен в процессе обучения. Однако исследования показали, что степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающегося и что важную роль в этом процессе играют познавательные психические процессы (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, имажинитивные).
Организация
и совершенствование системы
непрерывного образования учащейся
молодежи невозможно без целостного
понимания психической и
Таким
образом, изучение психологических особенностей
студенческого возраста становится очень
важным и необходимым явлением в современной
психологии высшей школы.
Список литературы
Информация о работе Основные критерии оценки студентами учебного процесса