Основные критерии оценки студентами учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть отношение студентов к учебной деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое изучение развития особенностей отношения студентов к учебной деятельности
- рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика студенчества 5
1.1 Психологические особенности студентов 5
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности 9
Глава 2. Основные критерии оценки студентами учебного процесса 16
2.1 Психологические и психофизиологические особенности студентов 16
2.2 Влияние психофизиологических и психологических особенностей на отношение студентов к учебному процессу 17
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Кур.р. Психология.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

     Актуальность. Все чаще преподаватели выражают недовольство тем, что студенты не испытывают к ним должного уважения, невнимательны, не готовятся к занятиям, плохо их посещают, бессвязно отвечают на экзаменах. И, действительно, среди студентов все шире распространяется "незаинтересованный прагматизм", обусловленный тем, что они вовсе не уверены в практической пользе для своей будущей профессиональной деятельности тех знаний, которые им предлагают в вузе.

     Многочисленные  исследования показывают, что к образованию значительная часть студентов относится сугубо инструментально. Для многих оно связано с желанием просто получить диплом (Так, например, 70% студентов Московского государственного лингвистического университета сообщили, что высшее образование служит для того, чтобы найти работу ("интересную", "хорошую", "хорошо оплачиваемую"); в 33% ответов содержалось также указание на необходимость просто получить диплом (Бутенко И.А. Общеобразовательные дисциплины: уроки на завтра? // Вестник МГУ. Сер. "Социология и политология". - № 8. - 2008). Но и эта ценность становится все более относительной: все чаще учеба рассматривается студентами как занятие несущественное, как безрадостная альтернатива безработице. Как же в таких условиях добиться внимания с их стороны; осмысленного обращения к учебным и прочим текстам; усвоения учебного материала?

       Эти вопросы с той или иной  степенью остроты стоят перед  преподавателями не только нашей  страны, но и других, самых разных, в том числе и таких, где  высшее образование не бесплатно. Что же касается нашей страны, где конкурс в вузы увеличивается, и студенты, вроде бы, должны больше ценить предоставленную им возможность учиться, то здесь происходит обратное. Численность обучающихся растет, а значит, растет и число тех, кто просто "отбывает номер". Как следствие - все больше студентов и преподавателей не удовлетворены совместным пребыванием в стенах высших учебных заведений.

     Объект  работы – отношение студентов к учебному процессу

     Предмет работы – психологические особенности студентов, влияющие на их отношение к учебной деятельности.

     Цель  работы – рассмотреть отношение студентов к учебной деятельности.

     Задачи  работы:

     - теоретическое изучение развития особенностей отношения студентов к учебной деятельности

     - рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов 

 

     Глава 1. Общая характеристика студенчества

     1.1 Психологические особенности студентов

     Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

     Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы  условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

     В юности у молодого человека возникает  проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. 1

     Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально  готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

     Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

     В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

     Юность - чрезвычайно значимый период в  жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

     Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

     В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.

     Возрастные  новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных  возрастных этапах. В них проявляется  особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

     Центральными  психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

     К новообразованиям юности И. Кон относит  развитие самостоятельного логического  мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

     Важнейшим новообразованием этого периода  является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка  по отношению к самому себе. Она  включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

     Смысл жизни - это важнейшее новообразование  ранней юности. И.Кон отмечает, что  именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.

     Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а  в этом проявляется установка  на сознательное построение собственной  жизни как проявление начала поиска ее смысла.

     В юности человек стремится к самоопределению  как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая  проблема юности. Знаменательно, что  в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.2

     Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

     1.2 Особенности мотивации учебной деятельности

     Общее системное представление мотивационной  сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости: а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву); б) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая - короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову); в) от социальной значимости (социальные - узколичные, по П.М.Якобсону); г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович); д) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.

     В качестве классификационных основ  могут рассматриваться и схемы  Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения  мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом.3

     К определению доминирующей мотивации  ее деятельности целесообразно также  подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой  сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М.Якобсону, как «чувства, интересы, привычки и т.д.». Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические мотивы; и 3) эмоционально-эстетические мотивы.

     В системе «обучающий - обучаемый» студент  является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.

     Рассматривая  мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие  мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Информация о работе Основные критерии оценки студентами учебного процесса