Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть отношение студентов к учебной деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое изучение развития особенностей отношения студентов к учебной деятельности
- рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика студенчества 5
1.1 Психологические особенности студентов 5
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности 9
Глава 2. Основные критерии оценки студентами учебного процесса 16
2.1 Психологические и психофизиологические особенности студентов 16
2.2 Влияние психофизиологических и психологических особенностей на отношение студентов к учебному процессу 17
Заключение 25
Список литературы 27
Оглавление
Введение
Актуальность. Все чаще преподаватели выражают недовольство тем, что студенты не испытывают к ним должного уважения, невнимательны, не готовятся к занятиям, плохо их посещают, бессвязно отвечают на экзаменах. И, действительно, среди студентов все шире распространяется "незаинтересованный прагматизм", обусловленный тем, что они вовсе не уверены в практической пользе для своей будущей профессиональной деятельности тех знаний, которые им предлагают в вузе.
Многочисленные исследования показывают, что к образованию значительная часть студентов относится сугубо инструментально. Для многих оно связано с желанием просто получить диплом (Так, например, 70% студентов Московского государственного лингвистического университета сообщили, что высшее образование служит для того, чтобы найти работу ("интересную", "хорошую", "хорошо оплачиваемую"); в 33% ответов содержалось также указание на необходимость просто получить диплом (Бутенко И.А. Общеобразовательные дисциплины: уроки на завтра? // Вестник МГУ. Сер. "Социология и политология". - № 8. - 2008). Но и эта ценность становится все более относительной: все чаще учеба рассматривается студентами как занятие несущественное, как безрадостная альтернатива безработице. Как же в таких условиях добиться внимания с их стороны; осмысленного обращения к учебным и прочим текстам; усвоения учебного материала?
Эти вопросы с той или иной
степенью остроты стоят перед
преподавателями не только
Объект работы – отношение студентов к учебному процессу
Предмет работы – психологические особенности студентов, влияющие на их отношение к учебной деятельности.
Цель работы – рассмотреть отношение студентов к учебной деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое изучение развития особенностей отношения студентов к учебной деятельности
-
рассмотреть особенности мотивационной
сферы студентов
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. 1
Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.
Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.
Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.
К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.
Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.
В
юности человек стремится к
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.
Общее
системное представление
В
качестве классификационных основ
могут рассматриваться и схемы
Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону
принадлежит заслуга
К
определению доминирующей мотивации
ее деятельности целесообразно также
подойти и с позиции
В системе «обучающий - обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.
Рассматривая
мотивацию учебной
Информация о работе Основные критерии оценки студентами учебного процесса