Основные критерии оценки студентами учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть отношение студентов к учебной деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое изучение развития особенностей отношения студентов к учебной деятельности
- рассмотреть особенности мотивационной сферы студентов

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика студенчества 5
1.1 Психологические особенности студентов 5
1.2 Особенности мотивации учебной деятельности 9
Глава 2. Основные критерии оценки студентами учебного процесса 16
2.1 Психологические и психофизиологические особенности студентов 16
2.2 Влияние психофизиологических и психологических особенностей на отношение студентов к учебному процессу 17
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Кур.р. Психология.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Учебная мотивация определяется как частный  вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае учебную  деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той  деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

     Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность.

     Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

     Характеризуя  интерес (в общепсихологическом  определении - это эмоциональное  переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной  мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление.

     Необходимо  условие для создания у студентов  интереса к содержанию обучения и  к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и  инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов.4

     Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить  при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

     Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса.

     Установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных  ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно - ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая.

     Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании.

     Установлено также чрезвычайно важное для  организации учебной деятельности положение о возможности и  продуктивности формирования мотивации  через целеполагание учебной деятельности. Личностно-значимый смыслообразующий мотив у юношей может быть сформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления его характеристик.

     Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя. 5

     Психологическая устойчивость определяется, как способность  поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость - это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:

  • исходный тип мотивационной структуры;
  • личностная значимость предметного содержания деятельности;
  • вид учебного задания;
  • наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.

     Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется  сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.

     Задача  вуза – подготовка специалистов, конкурентоспособных  на мировом рынке. Отношение студентов  к учебе, развитие их познавательной активности, самоорганизация и самостоятельность  в изучении материала зависят  от оценки ими значимости высшего образования.

     Студенческий  возраст - это начало становления  подлинного авторства в определении  и реализации собственного взгляда  на жизнь и индивидуального способа  жизни студентов. Портрет современного студента можно рисовать различными красками. За последние 15 лет в Российском обществе произошли глубокие изменения. Эти изменения затронули практически все общественные институты, в том числе и высшую школу. Высшая школа нуждается сегодня в особом внимании,  и одним из актуальнейших вопросов становится вопрос об успеваемости студентов, мотивации учебной деятельности, как залога выпуска действительно компетентных кадров в той или иной сфере.

     На  успешность обучения студентов в  высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

     Мотивация занимает ведущее место в структуре  личности и является одним из основных понятий, которое используется для  объяснения движущих сил поведения, деятельности.

     Таким образом, на мотивацию учебой оказывают влияние следующие условия:

  1. удовлетворенность студента условиями, в которых он обучается и окружением. Удовлетворенность студента условиями работы оказывает воздействие на восприятие факторов содержания учебы и способствует возникновению мотивации учебой.
  2. наличие потребности роста у студента, стремление к самореализации. Студенты с сильной потребностью роста будут более мотивированы учебой и, соответственно, лучше воспринимать факторы содержания работы, чем студенты со слабой потребностью роста. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения
  3. уровень знаний, умений и навыков студента. Более высокий уровень знаний, умений и навыков положительно влияет на восприятие факторов содержания учебы и мотивационный потенциал учебы. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

     Отношение студентов к учебе, развитие их познавательной активности, самоорганизация и самостоятельность в изучении учебного материала, оценки ими уровня организации учебного процесса и качества преподавания во многом зависят оттого, как они оценивают значимость высшего образования. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Основные критерии оценки студентами учебного процесса

     2.1 Психологические и психофизиологические особенности студентов

     На  успешность обучения студентов в  высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние  здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов. Анализу этих особенностей, приемам оценки и учета их с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и посвящена настоящая статья.6

     Почему  одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности  только добавляют им энергии и  желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление сколько-нибудь значительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности? Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение, организация и методическое обеспечение учебного процесса, квалификация преподавателя и т. п.). При объяснении этого феномена психологи и педагоги чаще всего апеллируют к таким индивидуально-психологическим особенностям обучающихся как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др.. Но ни каждое из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания не достаточны для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности. Каждый преподаватель может привести примеры из своей педагогической практики, когда очень способный и творческий студент с высокой (а иногда и неадекватно высокой) самооценкой и исходно сильной учебной мотивацией, «ломался», сталкиваясь с серьезными трудностями в том или ином виде учебной деятельности и переставал двигаться вперед, в то время как гораздо менее одаренный его товарищ успешно преодолевал эти трудности и со временем добивался гораздо большего.

     Чтобы подойти к ответу на этот вопрос необходимо хотя бы кратко рассмотреть  основные виды психологических и психофизиологических особенностей людей, а также имеющиеся данные об их влиянии на учебную деятельность студентов.7

     2.2 Влияние психофизиологических  и психологических  особенностей на  отношение студентов  к учебному процессу

     Конституция (телосложение). По Э. Кречмеру выделяются следующие типы: лептосоматик (астеник) – рост средний или выше среднего, слаборазвитая мускулатура, узкая грудная клетка, удлиненные конечности, вытянутые шея и голова; пикник – рост средний или ниже среднего, крупные внутренние органы, укороченные конечности, не очень развития мускулатура, короткая шея, избыточный вес; атлетик – рост средний или выше среднего, развитая мускулатура, большой объем грудной клетки, широкие плечи, узкие бедра, пропорциональная голова; диспластик – резкие диспропорции в строении тела (например, слишком длинные конечности, широкие бедра и узкие плечи у мужчин и т.п.). Данные о влиянии конституции на учебную деятельность немногочисленны, но некоторые авторы указывают на то, что более реактивные пикники быстрее расходуют силы и потому их лучше спрашивать в числе первых и давать вначале более трудные задачи, а более простые позже. Им чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти. Астеникам можно давать задачи возрастающей сложности, на экзаменах спрашивать в числе последних. Им реже требуется повторение материала

     Нейродинамика – особенности протекания процессов  возбуждения и торможения в центральной  нервной системе по И.П. Павлову. Выделяются следующие свойства: сила-слабость процессов возбуждения (способность адекватно реагировать на сильные раздражители без перехода в запредельное торможение; люди со слабой нервной системой не способны к этому, зато обладают более высокой чувствительностью); сила-слабость процессов торможения (способность затормозить реакцию на очень сильный стимул); уравновешенность процессов возбуждения и торможения по показателям силы; подвижность-инертность – скорость перехода от процессов торможения к процессам возбуждения и наоборот. По И.П. Павлову особенности нейродинамики человека выступают в качестве физиологической основы темперамента. Под последним имеется в виду совокупность формально-динамических (силовых и скоростных) характеристик поведения человека, не зависящих от содержания деятельности и проявляющихся в трех сферах – моторике, эмоциональности и общей активности. Человек со слабой нервной системой – меланхолик; с сильной и неуравновешенной – холерик (процессы возбуждения доминируют над процессами торможения); с сильной, уравновешенной, подвижной – сангвиник; с сильной, уравновешенной, инертной – флегматик.8

Информация о работе Основные критерии оценки студентами учебного процесса