Основные концепции бихевиористов. Женское институтское образование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

БИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Содержание

1.Основные концепции бихевиористов…………………………...............3
1.1.Понятие бихевиоризма…………………………………………..…...3
1.2. Схема «Стимул-реакция» ……………………………………….......4
1.3Важные заслуги бихевиоризма следующие……………….............8
1.4.Классификация реакций……………………………………..….....10
2.Женское институтское образование в России………..………….…….11
2.1. Женское воспитание и образование при Екатерине II…………....11
2.2. Образование женщин в XIX веке…………………………….......13
2.3. Женское образование в России в конце XIX начале XX веке….14
2.4. Характеристика некоторых учебных заведений для девушек....15
2.4.1.Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт)………………………………………………………….…15
2.4.2. Мариинское женское училище…………………………….....17
2.4.3. Петербургский воспитательный дом…………………….......19
3. Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………....…22

Работа содержит 1 файл

Основные концепции бихевиористов Женское институтское образование в России.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     · Третий возраст (12-15 лет) продолжалось преподавание тех же предметов с  прибавлением - словесных наук, опытной  физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена из программы  в 1783 году).

     · Четвертый возраст (15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическими занятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавили геометрию.

     В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались  исключительно дочери знатных потомственных  дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели.

     В общую систему воспитания входили  вопросы о физическом развитии детей  и заботы об их здоровье. Считалось  полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в  саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом - лапта, пятнашки - для младших - игра в мяч, лаун-теннис, крокет - для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика.

     Сразу после смерти императрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге  императрице Марии Федоровне  главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями  России. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала программы преподавания предметов в каждом возрасте. При ней большего расцвета достигли искусства. Императрица Мария Федоровна, сократив установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урок продолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения (класса), по 50 человек, в каждом "возрасте" обучалось 100 человек.

     Реформа Марии Федоровны коренным образом  меняла характер Воспитательного Общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства" - в качестве хозяйки. 

     2.4.2. Мариинское женское училище

     В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это  значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе.

     Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.?

     Посвятив  жизнь свою благотворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлять особенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий.

     Однако  женские гимназии содержались почти  исключительно на общественные и  частные средства. К обучению допускались  девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось  и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

     К обязательным в трехклассных гимназиях  относились: Закон Божий, русский  язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие, основания геометрии и гимнастика.

     В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

     Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

     Преобразовательная  деятельность Марии Александровны  коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. 

     2.4.3. Петербургский воспитательный дом

     Дворец  К.Г. Разумовского

     2 (14) мая 1797 года император Павел  I издал указ о передаче под  покровительство императрицы Марии  Федоровны и придании самостоятельного  статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе - дворце графа К. Г. Разумовского (Мойка, 48).

     Императорский Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей. Здесь решались и проблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.

     Воспитательный  дом заложил основы женского педагогического  образования в стране. В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного  дома был учрежден Сиротский женский  институт (с 1885 года - Николаевский сиротский  институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.

     В свете минувших веков, конечно, более  отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.

     В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей - явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал - христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) - в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.

 

      3. Заключение 

     Русская педагогика с незапамятных времен развивалась  в полиэтнической атмосфере. Поэтому для нее всегда были актуальны взаимодействие и взаимовлияние ментальностей различных народов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным и беспроблемным. Так, на рубеже XVIII - XIX вв. начинало принимать угрожающее для русского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитской педагогики.

     Российское  просвещение испытывало сильное  воздействие и со стороны французской  и английской культур. Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы длительное время претендовала, и небезуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры - литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.  Педагогика и психология. - М.: Издательство  «Гардарики», 2004. - 475 с.

     1. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

     3. Общая психология: Учеб. пособие  для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под  ред. В. В. Богословского и  др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

     4. Толмен Э. Ч. Бихевиоризм и  необихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 47-54.

     5. Уотсон Дж. Поведение как предмет  психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. – 105с.

     6. Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.-267 с.

     7. Пискунова А.И. История педагогики  и образования.-М.: Изд-во «Сфера», 2001.- 348с.

Информация о работе Основные концепции бихевиористов. Женское институтское образование в России