Основные концепции бихевиористов. Женское институтское образование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

БИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Содержание

1.Основные концепции бихевиористов…………………………...............3
1.1.Понятие бихевиоризма…………………………………………..…...3
1.2. Схема «Стимул-реакция» ……………………………………….......4
1.3Важные заслуги бихевиоризма следующие……………….............8
1.4.Классификация реакций……………………………………..….....10
2.Женское институтское образование в России………..………….…….11
2.1. Женское воспитание и образование при Екатерине II…………....11
2.2. Образование женщин в XIX веке…………………………….......13
2.3. Женское образование в России в конце XIX начале XX веке….14
2.4. Характеристика некоторых учебных заведений для девушек....15
2.4.1.Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт)………………………………………………………….…15
2.4.2. Мариинское женское училище…………………………….....17
2.4.3. Петербургский воспитательный дом…………………….......19
3. Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………....…22

Работа содержит 1 файл

Основные концепции бихевиористов Женское институтское образование в России.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     2) он ввел объективный метод,  основывающийся на регистрации  и анализе внешне наблюдаемых  фактов, процессов и событий, благодаря  чему получили бурное развитие  инструментальные приемы исследования  психических процессов; 

     3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и т.д.;

     4) в его работах были значительно  продвинуты отдельные разделы  психологии, в том числе проблемы  научения, образования навыков и  др.

     Я разделяю мнение исследователей, считающих, что основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т.п.

     Стимул, реакция и их классификация

     Выражаясь психологическими терминами, можно  определить искусство обучения как  искусство создавать и задерживать  стимулы (в русской психологической  литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции. В этом определении слово «стимул» употреблено в широком смысле и означает всякое явление, оказывающее какое-либо влияние на человека, -- слово, к нему обращенное, взгляд, фразу, которую он прочтет, воздух, которым он дышит, и т. д.

     Термин  «реакция» употреблен в смысле всякой новой мысли, чувства, интереса, физического  действия или какого-либо умственного  или физического состояния, вызванного этим стимулом. Рассмотрим это на педагогическом примере: Задача учителя - вызвать желательные и предотвратить нежелательные изменения в природе человека, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, которыми располагает учитель, -- это те стимулы, которые могут воздействовать на ученика: слова, жесты и вид учителя, состояние и обстановка класса, учебники, употребляемые учеником, предметы, которые он видит, и тому подобный ряд вещей и событий, на которые распространяется влияние учителя. Реакции со стороны ученика -- это разнообразные мысли, чувства и физические движения, возникающие во всевозможных комбинациях.

     Стимулы, исходящие от учителя с целью  вызвать и руководить реакциями  со стороны ученика, могут быть классифицированы следующим образом:

     A) Стимулы, находящиеся под непосредственным  его контролем: движения учителя (знание, любовь и такт учителя, конечно, имеют огромное значение в обучении, но фактическое их действие зависит от того, как они проявляются в тех или иных словах, жестах и поступках) -- речь, жесты, выражение лица и т.д..

     B) Стимулы, находящиеся под косвенным контролем:

     Физические  условия школы: воздух, свет, тепло  и т. д.

     Оборудование  школы: книги, приборы, пособия. Общественные условия школы: действия (включая  слова) учеников и дух, который ими  руководит. Общая среда: действие родителей, законы, библиотеки и т. д.  

     1.4.Классификация  реакций

     Реакции могут быть классифицированы так:

     A) Физиологические реакции, как,  например, более глубокое дыхание,  более крепкий сон, более сильные  физические упражнения и т.  д. 

     B) Реакции умственные (здесь выражение "умственные реакции" употреблено в широком смысле слова и включает восприятие предметов, понимание связи, выделение заключений точно также, как воспоминание о фактах или ассоциация идей), как, например, установление связи между известным стимулом и соответствующим представлением; выделение одного элемента из сложного явления или установление нескольких идей.

     C) Реакция в настроении, как, например, связь внимания, интереса, предпочтения, убеждения с известными общими  состояниями всего организма.

     D) Реакции эмоциональные, как связь  симпатии, любви, ненависти с известными  состояниями. 

     Е) Реакция действий или поведения  и навыков, связывающая известные  поступки или движения с известным  умственным состоянием.

     Заключение 

     Таким образом, мы видим - эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и т.д., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо - американский психолог Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его - в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.

 

     2.ЖЕНСКОЕ ИНСТИТУТСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

     2.1. Женское воспитание и образование  при Екатерине II 

     Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных  областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

     Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с  обещаний улучшить государственные  законы и положение различных  сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен  И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много  лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

     Сторонник женского образования Бецкой признавал  важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил  о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и  воспитательнице.

     Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

     Тогда же было предписано открыть привилегированные  учебные заведения для детей  дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования. 

     2.2. Образование женщин в XIX веке

     После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую  государственная власть могла употребить на служение своим целям.

     С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения  для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

     Под влиянием общественного движения в  России в 60-е годы XIX века несколько  расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования.

     В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало.

     Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два  разряда - шестигодичные и трехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разряда воспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Училища обоих разрядов преследовали одну и ту же цель: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства».

     В целом женское среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России. 

     2.3. Женское образование в России в конце XIX начале XX веке

     К началу 20 века значительно расширяется  сеть женских воскресных школ, созданных  на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская  женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

     В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение - Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократической интеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречались правительством в штыки.

     Важным  событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

     После революции 1905-07 годов несколько увеличилось  число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной  России не только было лишена возможности  получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин. 

     2.4. Характеристика некоторых учебных заведений для девушек

     2.4.1.Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт)

     Смольный  монастырь - любимое детище императрицы  Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости.

     По  инициативе Ивана Ивановича Бецкого  в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.

     Бецкой  разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц.

     Программа обучения и воспитания была разделена  по возрасту:

     · Первый возраст (6-9 лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.

     · Второй возраст (9-12 лет) к вышеперечисленным  предметам прибавлялись: история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством.

Информация о работе Основные концепции бихевиористов. Женское институтское образование в России