Ощущения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Виды ощущений и их характеристика

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3
Виды ощущений……………………………………………………5
Основные свойства и характеристики ощущений……………….7
Взаимодействие ощущений……………………………………….10
Развитие ощущений………………………………………………..12
Характеристика основных видов ощущений……………………14
Заключение……………………………………………………….……….23
Используемая литература…………………………………………….…24

Работа содержит 1 файл

психология к.р..docx

— 56.10 Кб (Скачать)

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой. Светлота зависит от коэффициента отражения  предмета, т. е. от того, какую часть  падающего света он отражает. Чем больше коэффициент отражения, тем светлее цвет. Так, например, белая писчая бумага, в зависимости от ее сорта, отражает от 65 до 85 % падающего на нее света. Черная бумага, в которую заворачивают фотобумагу, имеет коэффициент отражения 0,04 , т. е. отражает всего лишь 4 % падающего света, а хороший черный бархат отражает всего 0,3% падающего на него света — его коэффициент отражения составляет 0,003.

Хроматические цвета характеризуются  тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. Цветовой тон зависит от того, какие именно длины волн преобладают в световом потоке, отражаемом данным предметом. Насыщенностью называется степень выраженности данного цветового тона, т. е. степень отличия цвета от серого, одинакового с ним по светлоте. Насыщенность цвета зависит от того, насколько преобладают в световом потоке те длины волн, которые определяют его цветовой тон.

Следует отметить, что наш глаз обладает неодинаковой чувствительностью  к световым волнам различной длины. В результате цвета спектра при  объективном равенстве интенсивности  кажутся нами неодинаковыми по светлоте. Самым светлым нам кажется  желтый цвет, а наиболее темным —  синий, потому что чувствительность глаза к волнам этой длины в 40 раз ниже, чем чувствительность глаза  к желтому цвету. Следует отметить, что чувствительность человеческого  глаза очень велика. Например, между  черным и белым цветом человек  может различить около 200 переходных цветов. Однако необходимо разделять  понятия «чувствительность глаза» и «острота зрения».

Остротой зрения принято называть способность различать мелкие и удаленные предметы. Чем мельче объекты, которые глаз в состоянии видеть в конкретных условиях, тем выше его острота зрения. Острота зрения характеризуется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данного расстояния воспринимаются отдельно друг от друга, а не сливаются в одну. Эту величину можно назвать пространственным порогом зрения.

На практике все воспринимаемые нами цвета, даже те, которые кажутся  однотонными, являются результатом  сложного взаимодействия световых волн различной длины. В наш глаз одновременно попадают волны различной длины, при этом происходит смешивание волн, в результате чего мы видим один определенный цвет. Работами Ньютона  и Гельмгольца были установлены  законы смешивания цветов. Из этих законов  два представляют для нас наибольший интерес. Во-первых, для каждого хроматического цвета можно подобрать другой хроматический цвет, который при  смешении с первым дает ахроматический цвет, т. е. белый или серый. Такие два цвета принято называть дополнительными. И, во-вторых, смешением двух не дополнительных цветов получается третий — промежуточный между двумя первыми цвет. Из приведенных выше законов вытекает одно очень важное положение: все цветовые тона можно получить путем смешения трех соответственно выбранных хроматических цветов. Это положение чрезвычайно важно для понимания природы цветного зрения.

Для того чтобы осмыслить природу  цветного зрения, познакомимся поближе  с теорией трехцветного зрения, идея которой в 1756 г . была выдвинута Ломоносовым, через 50 лет высказана Т. Юнгом, а  еще через 50 лет более подробно разработана Гельмгольцем. Согласно теории Гельмгольца, предполагается наличие  у глаза трех следующих физиологических  аппаратов: красноощущающего, зеленоощущающего и фиолетовоощущающего. Изолированное  возбуждение первого дает ощущение красного цвета. Изолированное ощущение второго аппарата дает ощущение зеленого цвета, а возбуждение третьего —  фиолетовый цвет. Однако, как правило, свет одновременно действует на все  три аппарата или по крайней мере на два из них. При этом возбуждение  этих физиологических аппаратов  с различной интенсивностью и  в различных пропорциях по отношению  друг к другу дает все известные  хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном  возбуждение всех трех аппаратов.

Эта теория хорошо объясняет многие явления, в том числе болезнь  частичной цветовой слепоты, при  которой человек не различает  отдельные цвета или цветовые оттенки. Чаще всего отмечается невозможность  различить оттенки красного или  зеленого цвета. Эта болезнь была названа именем английского химика Дальтона, страдавшего ею.

Завершая рассмотрение природы  зрительных ощущений, нам необходимо остановиться еще на нескольких феноменах  зрения. Так, зрительное ощущение не прекращается в то же мгновение, как прекращается действие раздражителя. Оно длится еще некоторое время. Это происходит потому, что зрительное возбуждение  обладает определенной инерцией. Такое  продолжение ощущения в течение  некоторого времени называется положительным последовательным образом.

Чтобы наблюдать это явление  на практике, вечером сядьте возле  лампы и на две-три минуты закройте глаза. Затем откройте глаза и  в течение двух-трех секунд смотрите на лампу, после чего снова закройте глаза и прикройте их рукой (чтобы  свет не проникал сквозь веки). Вы увидите  на темном фоне светлый образ лампы. Следует отметить, что именно благодаря  этому явлению мы смотрим кино, когда мы не замечаем движения пленки из-за положительного последовательного  образа, возникающего после засветки кадра.

Другой феномен зрения связан с  отрицательным последовательным образом. Суть данного феномена состоит в  том, что после воздействия света  в течение некоторого времени  сохраняется ощущение противоположного по светлоте воздействующего раздражителя. Например, положите перед собой два  чистых белых листа бумаги. На середину одного из них положите квадратик  красной бумаги. В середине красного квадратика нарисуйте маленький  крестик и в течение 20-30 секунд смотрите на него, не отрывая взора. Затем переведите взгляд на чистый белый лист бумаги. Через некоторое  время вы увидите на нем образ красного квадратика. Только цвет у него будет другой — голубовато-зеленый. Через несколько секунд он начнет бледнеть и вскоре исчезнет. Образ квадратика и есть отрицательный последовательный образ. Почему образ квадратика зеленовато-голубой? Дело в том, что этот цвет является дополнительным по отношению к красному цвету, т. е. их слияние дает ахроматический цвет.

Может возникнуть вопрос: почему в  обычных условиях мы не замечаем возникновения  отрицательных последовательных образов? Только потому, что наши глаза постоянно  двигаются и отдельные участки  сетчатки не успевают утомиться.

Проприоцептивные ощущения. К проприоцептивным ощущениям относятся ощущения движения и равновесия. Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе. Последнее состоит из трех частей:

  1. Преддверия,
  2. полукружных каналов, 
  3. улитки.

Рецепторы равновесия находятся в  преддверии.

Перемещение жидкости раздражает нервные  окончания, расположенные на внутренних стенках полукружных трубок внутреннего  уха, что является источником ощущения равновесия. Следует отметить, что  ощущение равновесия в обычных условиях мы получаем не только от названных  рецепторов. Например, когда у нас  открыты глаза, то положение тела в пространстве определяется и с  помощью зрительной информации, а  также двигательных и кожных ощущений, через передаваемую ими информацию о движении или информацию о вибрации. Но в некоторых особых условиях, например при нырянии в воду, информацию о положении тела мы можем получать только с помощью ощущения равновесия.

Следует отметить, что не всегда сигналы, идущие от рецепторов равновесия, достигают  нашего сознания. В большинстве случаев  наш организм реагирует на изменение  положения тела автоматически, т. е. на уровне бессознательной регуляции.

Рецепторы двигательных ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Эти ощущения дают нам представления о величине и скорости нашего движения, а также о положении, в котором находится та или иная часть нашего тела. Двигательные ощущения играют очень важную роль в координации наших движений. Выполняя то или иное движение, мы, точнее наш мозг, постоянно получаем сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Если у человека нарушены процессы формирования ощущений движения, то, закрыв глаза, он не может идти, поскольку он не может поддерживать равновесие в движении. Это заболевание называется атаксией, или расстройством движений.

Осязание. Процесс сочетания кожных и двигательных ощущений — называется осязанием.Осязанию, т. е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость. Например, ощущение твердости главным образом зависит от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него, а об этом мы судим по степени мышечного напряжения. Поэтому нельзя определить твердость или мягкость предмета без участия ощущений движения.

В заключение следует обратить ваше внимание на тот факт, что практически  все виды ощущений взаимосвязаны  друг с другом. Благодаря этому  взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас  мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в  целом мы получаем благодаря восприятию.

          Заключение.

 

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности  людей. Ощущения, отражая свойства предметов  объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также  являются чувственным отображением действительности человека. С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков. Ощущения сигнализируют нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство. Следует помнить, что бывают люди, лишенные какого-либо ощущения (слепые, глухонемые, лишенные каких-либо частей тела и т.д.), при этом у данных людей обостряются другие чувства.  
Подводя итоги данный работы, хочу сказать, что, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, необходимо иметь весь комплекс ощущений, беречь их, развивать их чувствительность и совершенствовать.

 


Информация о работе Ощущения