Ощущения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

Виды ощущений и их характеристика

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..3
Виды ощущений……………………………………………………5
Основные свойства и характеристики ощущений……………….7
Взаимодействие ощущений……………………………………….10
Развитие ощущений………………………………………………..12
Характеристика основных видов ощущений……………………14
Заключение……………………………………………………….……….23
Используемая литература…………………………………………….…24

Работа содержит 1 файл

психология к.р..docx

— 56.10 Кб (Скачать)
 

 Ощущение не возникает одновременно  с началом действия раздражителя  и не исчезает одновременно  с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется  в так называемом последействии.  Зрительное ощущение, например, обладает  некоторой инерцией и исчезает  не сразу после прекращения  действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается  в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные  последовательные  образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той  или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее  важное значение имеют количественные параметры основных характеристик  ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером, который  считал, что материальное и идеальное  — это две стороны единого  целого. Поэтому он задался целью  выяснить, где проходит граница между  материальным и идеальным. По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психических процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил два утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики.

1. Сенсорная система человека  — это измерительный прибор, который  соответствующим образом реагирует  на воздействующие физические  стимулы. 

2. Психофизические характеристики  у людей распределены по нормальному  закону, т. е. случайным образом  отличаются от какой-то средней  величины, аналогично антропометрическим  характеристикам. 

        3. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

 

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что  абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как  показывают исследования, чувствительность может меняться в очень больших  пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном  освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного  помещения в темноту. В обоих  случаях человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы  глаза приспособились к яркому освещению  или темноте. Это говорит о  том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение  очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется  в 200000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны  с явлением сенсорной адаптации. Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается. Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Достаточно хорошо известны явления  тепловой адаптации (привыкание к изменению  температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо  лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной  жаре, так же как и к болевым  раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации  к запахам.

Адаптация наших ощущений главным  образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся  в палочках сетчатки глаза. В темноте  же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Однако явление адаптации связано  и с процессами, протекающими в  центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга  отвечает внутренним охранительным  торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное  возбуждение других очагов, способствуя  повышению чувствительности в новых  условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую  пластичность организма в его  приспособлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое  мы должны рассмотреть. Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому  интенсивность ощущений зависит  не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения  других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений:

1) взаимодействие между ощущениями одного вида

2) взаимодействие между ощущениями  различных видов. 

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать  - что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные  понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Аналогичную картину можно наблюдать  при взаимодействии ощущений одного вида. Например, какую-либо точку в  темноте легче увидеть на светлом  фоне. В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести явление контраста, выражающееся в  том, что цвет изменяется в противоположную  сторону по отношению к окружающим его цветам. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Как следует из приведенных примеров, существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также  обнаруживается в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

          4. Развитие ощущений.

 

Ощущение начинает развиваться  сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после  рождения ребенок начинает реагировать  на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных  чувств.

Сразу после рождения у ребенка  более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении  на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры  воздуха. Реагирует новорожденный  ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать  не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка  достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка  уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок  по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется  сложностью строения и организации  функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту  рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется  тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая  рассасывается лишь через несколько  дней. Обычно ребенок начинает реагировать  на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного  возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий  крик. Чувствительность к звуку первоначально  низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок  начинает воспринимать направление  звука, поворачивает голову в сторону  источника звука. На третьем-четвертом  месяце некоторые дети начинают реагировать  на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это  наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует  на ребенка успокаивающе. Затем ребенок  начинает воспринимать ритмическую  сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого  года жизни. С этого момента и  начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает  способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка  развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни  жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать  цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что  движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к  концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента  начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его  величины и удаления.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год  жизни. Несколько медленнее развивается  способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно  ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень  развития ощущений у различных людей  неодинаков. Это во многом объясняется  генетическими особенностями человека. Тем не менее ощущения в известных  пределах можно развивать. Развитие ощущении осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности  развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.

Информация о работе Ощущения