Ощущения и психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет.

Содержание

Введение 2
I. Понятие об ощущении 5
II. Анализаторы как органы ощущений 5
III. Классификация ощущений 7
1. Экстерорецептивные ощущения 7
Зрительные ощущения 7
Слуховые ощущения 8
Обонятельные ощущения 10
Вкусовые ощущения 11
Кожные ощущения 12
2. Интерорецептивные ощущения 13
3. Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения 14
IV. Свойства ощущений 15
1. Адаптация 15
2. Контраст 16
3. Пороги ощущений 17
4. Сенсибилизация 17
5. Последовательные образы. 18
V. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей 18
VI. Ощущения и психология личности 21
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

4. Сенсибилизация

      Представляет  собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у специалистов по дегустации – обонятельные и вкусовые ощущения).

5. Последовательные  образы.

      Выражаются  в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

V. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей

      Деятельностью является специфический вид активности человека, направленный на познание и  творческое преобразование окружающего  мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности, человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер деятельности живого существа проявляется в том, что благодаря деятельности он выходит за пределы своей ограниченности, превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Однако огромное влияние на деятельность оказывают ощущения. Без них невозможна или была бы очень затруднена, какая либо деятельность. Если же у человека полностью или частично отсутствует один из познавательных процессов (слух, зрение, обоняние, вкус и т. п.), то это резко снижает рамки выбираемой профессии. Рассмотрим подробнее аспект связи ощущений с деятельностью по каждому виду ощущений (ограничения выбора профессии).

      Зрительные  ощущения. При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Дальтонизм является серьезным недостатком зрения, и его необходимо учитывать как противопоказание при выборе профессий водителя и оператора, которые связаны с цветовой индикацией.

      Слуховые  ощущения. Ослабление деятельности слухового аппарата оказывает влияние на выбор активных профессий, неотъемлемой частью которых являются слуховые ощущения, например, преподаватель, телефонисты, продавцы, врачи, юристы, переводчики, радиоведущие и т.п.

      Обонятельные  ощущения. Данный вид ощущений оказывает влияние на выбор профессии, где обоняние является главным профессиональным инструментом. Надо отметить, что таких профессий не так много. Наиболее яркие из них – это повар или парфюмер - человек, занимающийся тестированием парфюмерной продукции и т.д.

      Вибрационные  ощущения. Необходимость вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрация становится неисправностью в работе машины. Это всевозможные технические операторы, водители, механики и т.д.

      Вкусовые  ощущения. Ослабление деятельности вкусовых ощущений является противопоказанием при выборе профессии повара, для которого ощущения данного вида являются профессиональным инструментом.

      Кожные  ощущения. В некоторых профессиях человеку важно знать не только расположение отдельных частей его тела, но и всего тела и уметь выполнять рабочие движения при изменении тела в пространстве (водолазы, парашютисты, космонавты, летчики, моряки, монтажники-высотники и т. п.). Поэтому ослабление деятельности соответствующих ощущений может быть серьезным ограничением данных видов деятельности. Надо отметить, что ощущения также очень сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии ощущений будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.

      Восприятие  не представляется без ощущений, так  как оно происходит через воздействие  наших органов чувств на предметы и явления объективного мира, вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире. Процесс восприятия протекает под воздействием практически всех ощущений. Это, например, может быть зрительное восприятие, под воздействием зрения формируются основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия – предметность (восприятие в форме отделенных друг от друга предметов), целостность (образ достраивается до некоторой целостной формы), константность (восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо отменяющихся физических условий восприятия) и категориальность (восприятие носит обобщенный характер).

      Внимание  также невозможно без органов  чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Внимание –  это процесс сознательного или  бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирования  другой.

      Память - это процессы воспроизведения, запоминания, сохранения и переработки человеком разнообразной информации. А информация, в свою очередь, как уже было сказано выше, поступает через органы чувств.

      Воображение - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Это сложный процесс, который протекает в мышление под воздействием той информации, которая поступает в мозг из внешней среды через органы чувств и обрабатывается через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся в памяти человека.

      Мышление - является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком в действительности. Мышление можно также понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. На формирование и развитие мышления оказывает влияние новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются через ощущения.

      Речь  – это средство общения. Речь формируется  под воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем, слов, предложений, фраз), которыми обмениваются индивиды с помощью  звуковых ощущений. Под воздействием полученных сигналов формируются активный и пассивный словарные запасы и навыки произношения.

VI. Ощущения и психология личности

      Психология  личности стала экспериментальной  наукой в первые десятилетия нашего века. С мыслью о том, что личностью  человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.

      Личность  – это человек как носитель сознания, взятый в системе таких  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.

      Индивидуальность  – это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга.

      Личность - это прижизненно формирующаяся  индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для  данного человека мышление и поведение. Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют.

      Рассмотрим  структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.

      Способности – это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Здесь скажем, что ощущения играют главную роль. Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через все органы чувств, в зависимости от рода деятельности. Например, скульптор по роду своей деятельности приобретает и закрепляет способности через осязание, зрение; человек имеющий способности к иностранным языкам совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.

      Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент выступает как бы связывающим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Темперамент разделяется на сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). У человека складывается и развивается определенная линия психического поведения под воздействием той информации, которая поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы. Ощущения при этом играют не последнюю роль, так как прежде чем организм человека обрабатывает полученную информацию, на основе которой формируется его психофизическое поведение, эта информация каким-то образом должна поступить в организм.

      Характер  – это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает  типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Некоторые устойчивые черты характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. У ребенка формируется определенное отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает форму поведения взрослых.

      Воля  – это настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих  актов, в преодолении возникающих  на пути преград, вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко  обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Воля является сложным процессом и ощущения задействованы здесь на первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.

      Эмоции  – особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Ощущения и эмоции это взаимосвязанные явления эмоциональной сферы личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал, что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый) взгляд другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции. Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал, поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок успокоился.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что ощущение не является изолированным  психическим процессом. Будучи основой, первичным материалом для построения более сложных психических образов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной психики.

Заключение

      Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

      С помощью ощущений человек совершает  деятельность, как сознательно, так  и бессознательно, но и в том, и  другом случае, данная деятельность может  нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

      Ощущения  сигнализируют нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических  и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или  насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство.

Информация о работе Ощущения и психология личности