Ощущения и психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет.

Содержание

Введение 2
I. Понятие об ощущении 5
II. Анализаторы как органы ощущений 5
III. Классификация ощущений 7
1. Экстерорецептивные ощущения 7
Зрительные ощущения 7
Слуховые ощущения 8
Обонятельные ощущения 10
Вкусовые ощущения 11
Кожные ощущения 12
2. Интерорецептивные ощущения 13
3. Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения 14
IV. Свойства ощущений 15
1. Адаптация 15
2. Контраст 16
3. Пороги ощущений 17
4. Сенсибилизация 17
5. Последовательные образы. 18
V. Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей 18
VI. Ощущения и психология личности 21
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

План 

 

Введение

 

      Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.

      Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно.

      Все это не было бы удивительным, если бы мы не знали, что весь этот беспредельный в пространстве и времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма. Удивительное заключается в том, что организм, точнее нервная система, строит весь этот богатый образ мира и к тому же располагает его вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только и только с сенсорной поверхности, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная (от латинского sensus — чувство, ощущение) поверхность тела является тем экраном, на который проецируется окружающий мир, тем единственным средством и источником, с помощью которого нервная система только и может построить все богатство красок и форм этого мира.

      В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зрительно воспринимаемый нами мир — всего лишь его образ. Хотя эти образы представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным. В то же время в основе этого деления лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. В совокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит первоисточник завершенного образа — ощущение. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ, дальнейшая же его обработка обусловлена спецификой механизмов, характеризующих познавательные процессы более высокого уровня.

      Ощущение  представляет собой начальную ступеньку  познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалестической теории отражения, ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

      И поэтому цель моей работы состоит  в том, чтобы выяснить в чем  же заключается сущность ощущений, их классификация, а также какова роль ощущений в жизни человека и их влияние на психологию личности.

 

I. Понятие об ощущении

 

      Ощущения, как таковые – достаточно не простые  психические явления, какими кажутся  на первый взгляд, хотя именно их считают начальными источниками всех наших знаний об окружающем мире. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединенных в целостные системы. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками.

      Итак, ощущение – это отражение в  коре головного мозга отдельных  свойств предметов и явлений  окружающего мира, воздействующих в  данный момент на мозг человека. Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

      Ощущения  свойственны и животным. Причем некоторые  животные обладают значительно более  острым зрением (например, орлы), чем человек, более тонким обонянием и слухом (собака). Глаза муравьев различают ультрафиолетовые лучи, недоступные глазу человека. Летучие мыши и дельфины различают ультразвуки, которых не слышит человек. Гремучая змея ощущает ничтожные колебания температуры – в 0,001 градуса. Но глаз и ухо человека различают в вещах значительно больше, чем глаз орла или ухо собаки, так как ощущения человека обогащаются его мышлением.

II. Анализаторы как органы ощущений

 

      Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из рецепторов, проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей и центральных корковых отделов анализаторов.

      Анализатор  – сложный нервный механизм, который  производит тонкий анализ окружающего  мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи. Любой анализатор состоит из трех отделов: 1) периферического отдела, или рецептора (от латинского слова «реципио» - принимать), 2) проводникового и 3) мозгового, или центрального отдела, представленного в коре головного мозга.

      К периферическому отделу анализаторов относятся рецепторы – органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа) и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела.

      Проводниковый отдел, как показывает само название, проводит нервное возбуждение от рецепторного аппарата к центрам  головного мозга. Это центростремительные нервы.

      Мозговой, или центральный, корковый отдел  – высший отдел анализатора. Он устроен  очень сложно. Здесь осуществляются самые сложные функции анализа. Именно здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и т.д.

      Механизм  действия анализатора заключается  в следующем. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение) вызывают возбуждение в рецепторе. Это  возбуждение от него по центростремительным  нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

      Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в  той части головного мозга, где  есть «входы» центростремительных  нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору  отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность – в центральной извилине. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора.

III. Классификация ощущений

 

      Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне – цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри – голод, жажда, тошнота, удушье; действующем одновременно извне и изнутри – боль.

      По  характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприоцептивные.

1. Экстерорецептивные  ощущения

      Эти ощущения отражают свойства предметов  и явлений внешней среды к  ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

Зрительные  ощущения

      Роль  зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонкие дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрение дает нам отражение всех многообразных свойств объективной действительности.

      Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические – все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми. Есть заболевания, при котором нарушается работа палочек и человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерки почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки – днем эти животные почти слепы.

      В некоторых случаях у людей  наблюдаются нарушения нормального  цветоощущения (примерно у 4% мужчин и 0,5% женщин). Причина – наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая  слепота, называемая дальтонизмом. Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, воспринимают их как грязно-желтый, удивляясь, почему остальные люди обозначают этот цвет двумя словами.

Слуховые  ощущения

      С помощью слуха мы контролируем свою и чужую речь и в случае необходимости исправляем произношение.

      Раздражителями  для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы – звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. У человека довольно быстро развивается фонематический слух на звуки родного языка. Чужой язык воспринимать труднее, так как каждый язык отличается своими фонематическими признаками. Ухо многих иностранцев просто не различит слова «пыл», «пыль», «пил» - слова для русского уха совсем не схожие. Житель Юго-Восточной Азии не услышит разницы в словах «сапоги», «собаки». Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам.

      Следуя  из вышесказанного, можно сказать, что слуховые ощущения играют роль не только восприятия разговорной прямой речи и звуков окружающей среды, но и роль различия эмоциональных окрасок голосов, и узнавание на слух голоса людей и/или собеседника в зависимости от тембра (высокий, низкий), высоты и громкости звука, при этом человек может и сам выразить свои чувства, например, показать свое эмоциональное напряжение или, наоборот, удовлетворение и т.д. При этом в зависимости от высоты, тембра и громкости звука человек может ощущать на себе эмоциональное напряжение, дискомфорт, который в некоторых случаях доходит до боли, а в случаях длительности или непрерывности неприятных звуков может развиться психическая неуравновешенность, т.е. появится раздражительность, плаксивость, взволнованность и т.п. и, наоборот, при воздействии мелодичных, спокойных звуков на человека может выражаться в его уравновешенности, умиротворенности и т.д., но еще существует такая музыка, которая может «зажигать» человека, способствовать его работоспособности и т.д.

Информация о работе Ощущения и психология личности