Ощущение и воприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма.

Содержание

1. Ощущение и восприятие
а) Виды ощущений, чувствительность, адаптация
б) Общая характеристика восприятия, виды восприятия, индивидуальные различия восприятий, индивидуальные различия восприятий
2. Понятие о системе образования
а) Становление отечественной системы образования
б) Особенности систем образования и тенденции их развития за рубежом
ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

психология-3-Ощущение и восприятие.doc

— 115.00 Кб (Скачать)
  • участников образовательного процесса;
  • образовательные  стандарты,  разработанные на их основе учебные
  • планы и учебные программы;
  • учреждения  образования  и  другие  организации, обеспечивающие
  • эффективное функционирование системы образования;
  • государственные  органы  управления  образованием,   включающие
  • Министерство  образования  Республики  Беларусь, управления и отделы
  • образования местных исполнительных и распорядительных органов.
 

          Единство  и  непрерывность  основного образования обеспечиваются преемственностью      уровней    образования,       согласованностью образовательных  стандартов,  учебных  планов  и  учебных  программ, наличием    учреждений    образования,  обеспечивающих   возможность получения образования на нескольких уровнях.

          Достижение    каждого  уровня  удостоверяется   соответствующим документом  и  (или)  дает  право  на  продолжение  образования   на последующем  уровне, а в случаях, предусмотренных законом, - право на осуществление профессиональной деятельности.

          Специальное  образование  может осуществляться на всех уровнях основного образования. Дополнительное    образование    направлено    на    расширение возможностей   в  интеллектуальном,  эстетическом,  нравственном   и физическом  развитии  личности  при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового    обеспечения    всех    сфер     социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

  • внешкольное воспитание и обучение;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

          Специальное   образование   может  осуществляться  при  получении дополнительного  образования,  в  том  числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.  

     б) Особенности систем образования и тенденции их развития за рубежом 

     Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы  разного типа и уровня, значительно  различающиеся по философским и  культурным традициям, уровню целей  и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. 5 В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции:

  1. стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
  2. обеспечение права на образование всем желающим
  3. значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования
  4. увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
  5. разрастание рынка образовательных услуг;
  6. расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества;
  7. в сфере управления поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
  8. образование становится приоритетных объектом финансирования в развитых странах мира;
  9. постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
  10. отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе средствами образования;
  11. поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

     В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем.

     Первый  тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. (Западная Европа, США и Канада, Азиатско-Тихоокеанский регион).

     Ко  второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессу. (страны Латинской Америки).

     К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. (большая часть стран Африки к югу от Сахары, ряд государств Южной и Юго-восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. ) В данных регионах преобладает неграмотное население. В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования.

     К концу 20 века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В данных странах сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

     Для педагогических систем развитых стран  характерна тенденция синтеза науки, образования и производства через  создание крупнейших технополисов.

     Для мирового образования характерны весьма важные тенденции:

     Первая  тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

     Вторая  тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и отравных условий партнерства государств и отдельных участников.

     Третья  тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологи, экологии, эргономики, экономики. 6

       Еще одной важной тенденцией  в развитии мирового образования  является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

     В настоящее время в мире сложились  следующие образовательные модели.

     Американская  модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.

     Французская модель: единый коллеж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура.

     Немецкая  модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура.

     Английская  модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-коллеж – университет, магистратура, аспирантура.

     Российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж – институт, университет и академия – аспирантура – докторантура.

     Поиск новых моделей образования продолжается, и этот процесс непрерывен. Эффективность  определенной модели образования порождает практика. 

 

      ИСТОЧНИКИ 

     
  1. Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для  вузов. – СПб: Питер, 2000;
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996;
  3. Жылінскі М.Г. Сістэма народнай адукацыі Беларусі напярэдадні Вялікай Айчыннай вайны.// Адукацыя і выхаванне, №5, 2002;
  4. Крот М.С. Школьная рэформа 1915-1916 гадоў і яе вынікі.// Адукацыя і выхаванне, №5, 2002;
  5. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1985;
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: “Просвещение”, 1995;
  7. Основы педагогики: Учеб. пособие/А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. Ред. А.И. Жука. – Мн.: Авесэв, 2003;
  8. Педагогика. Учеб. Пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998;
  9. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – М., 1946;
  10. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., "Педагогика",1980;
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Рост-н/Д: Феникс, 2002.

Информация о работе Ощущение и воприятие