Ощущение и воприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма.

Содержание

1. Ощущение и восприятие
а) Виды ощущений, чувствительность, адаптация
б) Общая характеристика восприятия, виды восприятия, индивидуальные различия восприятий, индивидуальные различия восприятий
2. Понятие о системе образования
а) Становление отечественной системы образования
б) Особенности систем образования и тенденции их развития за рубежом
ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

психология-3-Ощущение и восприятие.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

     Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

     Основные  характеристики образа восприятия:

  • Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.
  • Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.
  • В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.
  • Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

     Преднамеренные  восприятия характеризуются тем, что  в их основе лежит сознательно  поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

     Непреднамеренные  восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без  специально поставленной задачи, когда  процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

     В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат  различия в анализаторах, участвующих  в восприятии. В соответствии с  тем, какой анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зри тельном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

     Основой другого типа классификации типов  восприятия являются формы существования  материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

       Восприятие пространства — это  восприятие формы, величины, объема  объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

     Восприятие  формы объемности и величины предметов  — это сложный процесс, который  осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

     Восприятие  глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

     Монокулярное  зрение (с помощью одного глаза  и с помощью изменения толщины  его хрусталика) позволяет правильно  оценивать рас стояния, правда, в  очень ограниченных пределах.

     Восприятие  глубины и удаленности предметов осуществляется глав ным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

     Линейная  и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

     Восприятия  могут быть неправильными или  искаженными - иллюзиями.

     Зрительные  иллюзии — это неправильное или  искаженное восприятие величины, формы  и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

     Некоторыми  из них являются:

     а) переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как  значительно большая по сравнению  с горизонтальной.

     б) неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их больший или меньший; одинаковые пред меты кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.

     Восприятие  времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специально го, самостоятельного анализатора времени нет, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

     Восприятие  времени не имеет определённого  стимула. Должен существовать механизм преобразования физиологического сигнала  в сенсорный сигнал времени. Мы судим  о длительности времени, относя его  к каким-либо событиям.

     Восприятие  длительности явлений, доказано, что  точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень  медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

     Восприятие  темпа— это отражение скорости, с которой сменяют друг друга  отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (напри мер, чередование  звуков).

     Восприятие  движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

     Наблюдая  движение, прежде всего, воспринимают:

     1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);

     2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);

     З) амплитуду, размах движения (полная, неполная);

     4) Направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

     5) продолжительность движения (краткое,  длительное);

     6) скорость движения (быстрое или  медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

     7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

     Восприятие  движений обусловливается взаимодействием  различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

     Восприятие  требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах  и умения их воспринимать. Поэтому  восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка. Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка. 

     2. Понятие о системе  образования

     а) Становление отечественной  системы образования 

     Образование является органической частью жизнедеятельности  личности и в то же время выступает  одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняются. Социокультурная ситуация в республике определяется, во-первых, мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире, в Республике Беларусь; во-вторых, обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношений их с природой, друг с другом. 2

     Истоки  становления системы образования  уходят далеко в историю, рассмотрим лишь некоторые моменты развития системы образования в 20 веке.

     В 1897 году была проведена Всероссийская  перепись населения, результаты которой  показали ошеломляющие результаты. Оказалось, что 100 млн человек были неграмотными. 1907 год положил начало реформированию общего среднего образования, который продолжался до 1916 года.3 Накануне ВОВ в БССР существовала хорошо настроенная и управляемая система образования. БССР первая с союзных республик ввела в 1932 году всеобщее обязательное начальное образование. 4

     После распада СССР в Республике Беларусь начался процесс реформации образования. Начало этому было положено изданием закона «Об образовании» (1991г.). С 1998 года поэтапно осуществляется реформирование средней образовательной школ: постепенный переход на обязательное 10-летнее образование и 12-летний срок обучения детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах. Принятая программа практических действий и проводимая органами и учреждениями образования работа позволяет к 2008 году осуществить постепенный переход на новое содержание образования и обязательное 10-летнее обучение, обеспечив общеобразовательной школе статус ведущего социального института, который определяет формирование личности гражданина Республики Беларусь с учетом требований 21 века.

     Государственную политику в сфере образования  Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета. Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах:

  • приоритете общечеловеческих ценностей;
  • национально-культурной основе;
  • научности;
  • ориентации на мировой уровень образования;
  • гуманизме;
  • связи с общественной практикой;
  • экологической направленности;
  • преемственности и непрерывности;
  • единстве обучения, духовного и физического воспитания;
  • демократизме;
  • светском характере, обязательности базового (девятилетнего) образования.

     Основными приоритетами национальной системы  образования в Республике Беларусь являются:

  • возрождение национально-культурной основы образования;
  • ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности;
  • укрепление физического и психического здоровья нации и человека;
  • демократизация и гуманизация образования;
  • взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой;
  • экономическая направленность обучения и воспитания;
  • интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

     Существующая  в настоящее время структура  национальной системы образования  базируется на Конституции Республики Беларусь, законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Республике Беларусь", "О национально-культурных меньшинствах", "О правах ребенка" и других нормативно-правовых документах. Она включает:

  • дошкольное образование и воспитание;
  • общее среднее образование;
  • внешкольные формы образования и воспитания;
  • профессионально-техническое образование;
  • среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров;
  • самообразование взрослых.

     Система управления образованием в республике имеет государственно-общественный характер. Национальная система образования  включает:

Информация о работе Ощущение и воприятие