Организационная культура как социально-психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организационной культуры, как социально-психологического явления.

Для достижения этой цели, на наш взгляд, потребуется решение следующих задач:

1) дать общую характеристику организационной культуры и ее содержанию;

2) определить важность организационной культуры для организации;

3) исследовать степень значимости организационной культуры как социально-психологической проблемы, на примере ОАО Святогор.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3


Глава 1. Теоретические подходы к изучению организационной культуры

1.1 Сущность организационной культуры 6

1.2. Алгоритм формирования организационной культуры……...13


Глава 2. Практическое исследование важности организационной структуры на примере ОАО «Святогор»

2.1 Интерпретация результатов……………………………………………18

2.2 Рекомендации и выводы………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Организационная культура как социально-психологическая проблема.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
       Поддерживаете ли Вы отношения с кем-то из сотрудников ОАО «Святогор» вне работы? Мужчины Женщины
    да, со многими, нас целая компания

    да, с одним-двумя

    нет

    6,3

    35,7

    0

    56,5

    30,4

    13,0

      

     Это, однако, не означает высокого уровня профсоюзной  солидарности сотрудников, что выявляется в вопросе о поведении сотрудника в случае проблем, возникающих у  его коллеги в отношениях с начальником. Общая картина представлена в табл. 2.  

     Таблица 2.

     СОЛИДАРНОСТЬ  С КОЛЛЕГАМИ В  ПРОБЛЕМнОЙ СИТУАЦИИ

     
   Если  Вашего коллегу распекает начальник, пусть даже за дело, каковы Ваши действия? Мужчины Женщины
влезаю  всегда, защищаю коллегу

стремлюсь защитить коллегу, пока на меня не цыкнут

поддерживаю только очень близкого человека

не лезу, это не мое дело

начальство  всегда право

28,6

35,7  

 

35,7

0

0

 

30,4  

69,6

0

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Разделение  оценок по полу показывает, что мужчины менее склонны к высокой оценке морального климата в коллективе (35,1%) и в основном выбирают характеристику «нейтральный (64,3%). Женщины, напротив, достаточно солидарны в высокой оценке (43,5%), но дальше оценки распадаются: 26,1% считают моральный климат нейтральным, 17,4% — неблагоприятным для личности, 13,0% — не сформулировали своей оценки. Здесь, как и в других показателях, видна тенденция к некоторой неудовлетворенности женщин своей работой в ОАО «Святогор».

     В ожиданиях сотрудников от своего будущего вновь проявляется разница мужчин и женщин. Мужчины в основном рассчитывают на повышение по службе, женщины — на повышение зарплаты. Довольно значительна доля тех (и среди женщин, и среди мужчин), кто с пессимизмом смотрит на изменение своего статуса и уровня материальной обеспеченности. Очевидно, что эта группа (а она составляет более одной трети) имеет низкую степень включенности в дела организации, не считает ее своей. Такой вывод можно подтвердить сравнением ответов этой группы и средних показателей по всем опрошенным. Так, 53,8% относящихся к этой группе не считают коллектив сплоченным (при среднем показателе 29,7%).  Аналогичен показатель несогласия с тем, что продвижение в организации осуществляется на основе профессиональной компетенции работника. 76,9% считают дистанцию между руководством и сотрудниками компании значительной (при среднем показателе 54,1%).

     Степень включенности персонала в выполнение правил распорядка дня в определенной мере проясняет ориентированность  рядовых сотрудников на организационную культуру, привнесенную иностранными владельцами (табл. 3).

     Таблица 3

     ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ

     В ОАО «Святогор»

       Как Вы относитесь к правилам  внутреннего распорядка, установленным в ОАО «Святогор»?

ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ, уСТАНОВЛЕННЫМ  В ОАО «Святогор»  

   Как Вы относитесь к правилам внутреннего распорядка, установленным в ОАО «Святогор»? Мужчины Женщины
исполняю  все правила

некоторые исполняю, некоторые нет

в основном исполняю, но борюсь за то, чтобы к  человеку не относились, как к машине

если  не видит начальство, могу нарушить любое правило

не знаю, что это за правила

0

14,3

85,7   
 

 

0

47,8

39,1

0   
 

13,0  

0

     Если  мужчины считают, что позиция  «исполняю все правила» не для  них, то почти половина женщин считают, что выполняют все правила. Зато мужчины демонстрируют намерение  к активному противодействию правилам, которые ущемляют человеческое достоинство.

     Исследование  также подтвердило лучшую ориентированность  в обеих организационных культурах (немецкой и российской) у работников, относимых к среднему и частью низшему управленческому персоналу. Они выступают передаточным звеном от руководящего состава к рядовому и наоборот и фактически выступают в роли переводчиков деловых культур. 

     2.2 Рекомендации и  выводы

     Изучение  проблемы привело к выработке  практических рекомендаций по применению диалога организационных культур  как средства управления персоналом на российских предприятиях и в учреждениях с иностранным собственником. Нужно проектировать корпоративную идентичность и в этих целях проводить исследования в области организационной культуры (мониторинг). Предложения по управлению развитием организационной культуры должны стать одной из составных частей совершенствования работы с персоналом. Эти предложения необходимо объединить в рамках общей концепции и осуществлять не как отдельные мероприятия, а как связанную программу. В такой программе важно учесть особенности менталитета россиян и распределения должностных обязанностей в соответствии с принятыми в России представлениями о социальной справедливости и социальных ценностях.

     Общие требования, предъявляемые к сотрудникам  транснациональных компаний в других странах, было бы целесообразно скорректировать с учетом особенностей работы в России (стремление к моральному вознаграждению, проявлению инициативы рядовых сотрудников, придание значения ритуалам и т. д.). Важно определить символы, которые должны ассоциироваться с компанией, разъяснить сотрудникам, что это за символы, и использовать при каждом подходящем случае.

     Необходимо  разработать точную схему информирования нового сотрудника о главных чертах организационной культуры и готовить к работе по этим правилам главным образом в форме тренингов при решении конкретных ситуационных задач. Для среднего управленческого персонала важно было бы разрабатывать специальные программы в области организационной культуры, а требования по передаче информации в области организационной культуры предприятия рядовому составу предусмотреть в должностных обязанностях руководителей среднего звена.

     Нужна корректировка управления персоналом с опорой на значимость фактора организационной  культуры. Оценка эффективности мер  в этой области должна опираться не столько на экономические показатели, сколько на систему ценностей, которая реализуется в рамках данного направления предпринимательской деятельности.

     Необходимо  предусмотреть разнообразные формы  более активного включения женщин в дела организации, рассматривать диалог организационных культур в гендерном и возрастном аспектах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Организационная культура представляет собой большую  область явлений материальной и  духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.

     Организационная культура все еще слишком зыбкий термин для описания всего, что лежит под рациональной, измеряемой поверхностью организации. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем или иным вариантом базового определения: организационная культура – это воплощение отношения работника компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям в характерных моделях. Культура материализуется в преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях. А также – в целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов компании.

     Несомненно, что только интенсивная и целенаправленная работа с персоналом организации может принести сколь либо достойные плоды на ниве взращивания организационной культуры. Проекты, меморандумы, схемы, записки и идеи так и останутся невостребованными бумагами, если в один прекрасный день руководитель не уяснит, что проект стал чем-то большим, а именно, «душой», воздухом организации.

     Естественно, что организационная культура не приносит доход и прибыль сама по себе, хотя привычка каждое утро вставать в шесть утра и идти работать в  поле, выращивая пшеницу – это тоже культурная характеристика. Поэтому становится важным установить связь между деятельностью по формированию, диагностике и изменениям – развитию организационной культуры и другими, более традиционными областями внимания менеджеров и организаций.

     Но, в то же время, вряд ли кто станет спорить с тем, что сплоченная и стремящаяся к единой цели команда, способна решать поставленные перед  ней задачи с гораздо большим  энтузиазмом и, как следствие, эффективностью, чем разрозненный коллектив работников.

     Эффективная организационная культура — самый  действенный способ разгрузить руководителя. Она, лучше при участии коллектива, задает долговременную цель существования  организации, создает организационные  стандарты, которых необходимо придерживаться для эффективного достижения этой цели, убеждает в правильности этих целей и стандартов сотрудников организации.

       Понятно, что не всегда у  организации существуют условия  для того, чтобы начать в полном  объеме и комплексно работу  по повышению приверженности  своих сотрудников. Руководителю часто представляются более срочными и приоритетными такие задачи, как нехватка финансовых средств, налоги и неплатежи, трудности с поставками сырья и сбытом готовой продукции и т.д. Но решить эти проблемы в одиночку, без помощи коллектива приверженного целям организации, не сможет, ни один руководитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 219 с.
  2.     Глухов В.В.  Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие.   -  С.- Пб.: Специальная литература, 1995
  3. Деловое общение: Учеб.: В 2 т.Т./ Е.Н. Зарецкая; Акад. Нар. хоз-ва.- М.: Дело,2002.-696с.
  4. Деловая этика и регулирование международной коммерческой  практики: Учеб. пособие/ И.Н. Герчикова.- М.: Консалтбанкир, 2002.- 576с.
  5. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие / Н. И. Кабушкин  –       4-е изд. – Мн.: Новое знание, 2001. – 336с.
  6. Корпоративная культура: теория и практика/ Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э Капитонов.- М.: Альфа- Пресс, 2005.-352с.
  7. Корпоративная культура и PR: Учеб.- практ. Пособие/ Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов., М.: Альфа- Пресс, 2005.-352с.
  8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. — 2-е изд., испр. — СПб; М.; Харьков; Минск: Питер Ком, 1999.
  9. Лысакова Н. Управление каналами сбыта товаров промышленного назначения // Маркетинг. — 2000. — №2. — С. 47-54
  10. Луков С. В. Специфика организационной культуры в современной России // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 2005*8 (45) /Моск. гуманит. ун-т. Факульт. науч.-пед. кадров. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 13–21. (0,6 п. л.)
  11. Луков С. В. Социологическая интерпретация корпорации у Эмиля Дюркгейма // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 57. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 14–20. (0,4 п. л.).
  12. Луков С. В. Тезаурусный подход к анализу диалога организационных культур в современной России // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 4. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — С. 3–14. (0,8 п. л.)
  13. Луков Вал. А., Луков С. В. Организационная культура: трактовка понятия // Научные труды аспирантов и докторантов Вып. 2005*8 (45) / Моск. гуманит. ун-т. Факульт. науч.-пед. кадров. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 3–13. (0,8/0,4 п. л.)
  14. Луков Вал. А., Луков С. В. Трактовки корпорации в классической социологии // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 57. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. — С. 3–13. (0,8/0,4 п. л.).
  15. М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоурн – М.: Дело, 1992.
  16. Организационная психология/ Сост.: Л.В. Винокуров, И.И. Скрилюк.- СПб.: Питер, 2001.- 512с.
  17. Организационная культура: пер. с англ./ М. Элвессон.- Харьков: Гуманитар.Цетр.2005.-460с.
  18. Организационная культура: учеб. пособие/ И.В. Громев., Емельянов П.В., Юрьев В.М.-М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004.-288с.
  19. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование.: Пер. с англ./ Э. Шейн.- СПб. : Питер, 2002.- 336с.
  20. Повышение конкурентоспособности компании: формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление/ Разъяснения и рек. В.В. Кеворкова.- М., 2005.-216с.
  21. Репутация фирмы: Создание, упр. и оценка эффективности: Пер. с англ./Г. Даулинг.- М.: Имидж- Контакт: ИФРА-М, 2003.- 368с.
  22. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.: ил.
  23. Управление персоналом: Рос. Опыт: Учеб. пособие/ Н.В. Самоукина.- СПб.: Питер, 2003.- 236с.
  24. Этика бизнеса: Учеб. пособие/ Ю.Ю. Петрушин, В.К. Борисов; МГУ им. М.В. Ломоносова.- 2 изд.- М.: Дело, 2001.- 280с.

Информация о работе Организационная культура как социально-психологическая проблема