Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:46, курсовая работа
Актуальность исследования:среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1: Умственная одаренность, ее психологические проявления…..6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………………..…6
1.2. Виды одаренности………………………………………………..…....8
1.3. Сложности психического развития одаренных детей……………..11
Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности……………....15
2.1. Тестовые методы ………………………………….…………………15
2.2. Неформализованные методы………………………………………..16
Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...18
3.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....18
3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..21
Заключение………………………………………………………………..24
Используемая литература……………………………………………......28
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
Эти
дети могут показать высокие результаты
по легкости и быстроте продвижения
в математике или иностранном
языке, физике или биологии и иногда
иметь неважную успеваемость по другим
предметам, которые воспринимаются
ими не так легко. Выраженная избирательность
устремлений в относительно узкой
области создает свои проблемы в
школе и в семье. Родители и
учителя иногда недовольны тем, что
ребенок не учится одинаково хорошо
по всем предметам, отказываются признавать
его одаренность и не пробуют
найти возможности для
Творческая одаренность.
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе
с тем исследования показывают, что
дети с творческой направленностью
нередко обладают рядом поведенческих
характеристик, которые их выделяют
и которые вызывают отнюдь не положительные
эмоции у учителей и окружающих людей:
отсутствие внимания (следования и
почитания?) к условностям и авторитетам;
большая независимость в
Социальная одаренность.
Это
исключительная способность устанавливать
зрелые, конструктивные взаимоотношения
с другими людьми. Социальная одаренность
выступает как предпосылка
Существует
множество определений
Перечисленные
виды одаренности проявляются по-
1.3. Сложности психического
развития одаренных
детей.
Положение
о гармоничном психическом
Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития - явление целостное. При этом он предлагает дифференцировать два основных связанных с диссинхронией аспекта:
1)
интернальный, т.е. связанный с
гетерогенностью (
2)
экстернальный - отражающий особенности
взаимодействия одаренного
Распространенный
вид диссинхронии связан с различием
темпов развития интеллектуальных и
коммуникативных процессов. Известно,
что высокий уровень
Хотя
одаренные дети и подростки с
трудностями в общении нередко
успешно взаимодействуют с
Другой
распространенный вид диссинхронии
вызван неравномерностью развития интеллектуальных
и психомоторных процессов –
последние отвечают за двигательную
активность человека. Наличие одаренности
в психомоторной сфере широко
признается, она активно диагностируется:
преподаватели и тренеры
Весьма
распространенной разновидностью интеллектуально-психомоторной
диссинхронии является плохое владение
навыками письма детьми, проявляющими
одаренность в интеллектуальной
сфере. По мнению ряда исследователей,
это связано с различиями в
скорости протекания интеллектуальных
и психомоторных процессов у
таких детей. Будучи недостаточно сформированной,
письменная речь входит в противоречие
с быстрым темпом познавательной
деятельности. Усилия ребенка, направленные
на избавление от данного вида дисгармонии,
могут обернуться, с одной стороны,
резким снижением темпа
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Социальная изоляция — это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
Глава
2: Методы диагностики
умственной одаренности
2.1.
Тестовые методы
Выявление
детей, обладающих незаурядными способностями,
представляет собой сложную и
многоаспектную проблему. Широкое распространение
получили всевозможные тесты, направленные
на выявление одаренности. Но проблема
в том, что в интерпретации
результатов тестирования весьма существенную
роль играет теоретическая основа того
или иного теста, соотнесение
методических позиций исследователя
с базовой моделью теста. Игнорирование
этого обстоятельства снижает эффективность
тестирования и может привести к
некорректной интерпретации. Многие специалисты
справедливо отмечают, что многочисленные
ошибки в прогнозах объясняются
не столько несовершенством
В
настоящее время в
Известны основные требования к построению и проверке методик: стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.
Однако
даже при весьма квалифицированном
использовании и лучшие тесты
не застраховывают от ошибок. Кроме
того, необходимо учитывать, что ни
один из существующих тестов не охватывает
всех видов одаренности.
2.2.
Неформализованные
методы
Одним
из таких методов является наблюдение.
При подходе к одаренному ребенку
нельзя обойтись без наблюдений за
его индивидуальными
Преимущество
наблюдения и в том, что оно
может происходить в
Информация о работе Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними