Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования:среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1: Умственная одаренность, ее психологические проявления…..6

1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………………..…6

1.2. Виды одаренности………………………………………………..…....8

1.3. Сложности психического развития одаренных детей……………..11

Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности……………....15

2.1. Тестовые методы ………………………………….…………………15

2.2. Неформализованные методы………………………………………..16

Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...18

3.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....18

3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..21

Заключение………………………………………………………………..24

Используемая литература……………………………………………......28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.73 Кб (Скачать)

     Автономная  некоммерческая организация  высшего образования

           МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ  СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

                                      Астраханский филиал 
 

          

                                                                                         Кафедра: Психологии 
 
 
 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА 

       Тема: Одарённые дети и особенности  педагогической работы с ними 
 
 
 
 

                                                                 Выполнил :студентка 2-ого курса

                                        Заочной формы обучения

     Социально-экономического факультета

                                          Специальность: психология

                   Рябова Ю.М. 

                                    Научный руководитель:

                                                к.п.н.,зав кафедрой психологии

                   Батарчук Д.С.

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………….....3

     Глава 1:  Умственная одаренность, ее психологические проявления…..6

     1.1. Понятие и определение одаренности  у детей……………………..…6

     1.2. Виды одаренности………………………………………………..…....8

     1.3. Сложности психического развития  одаренных детей……………..11

     Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности……………....15

     2.1. Тестовые методы ………………………………….…………………15

     2.2. Неформализованные методы………………………………………..16

     Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...18

     3.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....18

     3.2. Подготовка педагога к взаимодействию  с одаренными детьми…..21

     Заключение………………………………………………………………..24

     Используемая  литература……………………………………………......28

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования:среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

     Наблюдения, свидетельствующие о том, что  умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению  Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь  существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются  уже в детстве.

     Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей  составляет одну их главных проблем  совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в  силу личностных особенностей такие  дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным  стимулам и лучше понимают отношения  и связи.

     Следует помнить также, что как бы ни был  одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать  решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

     Для развития своих талантов одаренные  дети должны свободно распоряжаться  временем и пространством, обучаться  по расширенному учебному плану и  чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность  не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет  тайну связи между явлениями  и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности  анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать  в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

     Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих  эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических  проблем, появляющихся у учителей и  родителей одаренных детей в  наше время.

     Цель  нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.

     Задачи:

     — раскрыть понятие одаренности;

     — показать сложности психического развития одаренных детей;

     — рассмотреть методы диагностики  одаренности;

     — рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

     Объект  исследования: одаренность.

     Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

     Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

 

      Глава 1: Умственная одаренность, еЁ психологические  проявления 

     1.1. Понятие и определение  одаренности у  детей 

     ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.  

     Основная  трудность выявления в пору детства  признаков одаренности состоит  в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая  у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного  роста. И не известно, окажется ли оно  устойчивой особенностью на последующих  возрастных этапах.

     Творческие  устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также  могут быть отнесены к предвестникам  одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности  еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления  одаренной личности.

     Предметом острых дискуссий остается вопрос о  природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы  с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников  во всех прочих отношениях. Однако, как  правило, одаренность охватывает широкий  спектр индивидуально-психологических  особенностей (ходячее: «талантливый человек  талантлив во всем»). Большинству  одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства  сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская  активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей  повышена биохимическая и электрическая  активность мозга. 

     Недостаток  информации, которую можно усвоить  и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение  их активности чревато негативными  реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной  информации, их внутримозговая система  является более разветвленной, с  большим числом нервных связей. Одаренные  дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении  речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и  опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

     Чаще  всего внимание к одаренным детям  привлекает их большой словарный  запас, сопровождающийся сложными синтаксическими  конструкциями, а также умение ставить  вопросы. Многие одаренные дети с  удовольствием читают словари и  энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные  понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации  умственных способностей.

     Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той  сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел  одновременно, а также берутся  за слишком сложные задачи. У них  также есть расположенность к  четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

     Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства  индивидуальности у детей, опережающих  в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка — это  достаточно устойчивые особенности  именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.  

     1.2. Виды одаренности 

     Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности. Например. 

     Художественная  одаренность.

     Этот  вид одаренности поддерживается и развивается в специальных  школах, кружках, студиях. Он подразумевает  высокие достижения в области  художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных  проблем состоит в том, чтобы  в общеобразовательной школе  признавались и уважались эти  способности. Эти дети уделяют много  времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У  них остается мало возможностей для  успешной учебы, они часто нуждаются  в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны  учителей и сверстников.

     Общая интеллектуальная и академическая  одаренность.

     Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями, легко запоминают и сохраняют  информацию. Высоко развитые способности  переработки информации позволяют  им преуспевать во многих областях знаний. 

Информация о работе Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними