Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:46, курсовая работа
Актуальность исследования:среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1: Умственная одаренность, ее психологические проявления…..6
1.1. Понятие и определение одаренности у детей……………………..…6
1.2. Виды одаренности………………………………………………..…....8
1.3. Сложности психического развития одаренных детей……………..11
Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности……………....15
2.1. Тестовые методы ………………………………….…………………15
2.2. Неформализованные методы………………………………………..16
Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...18
3.1. Обучение одаренных детей……………………………………….....18
3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми…..21
Заключение………………………………………………………………..24
Используемая литература……………………………………………......28
Автономная некоммерческая организация высшего образования
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Тема: Одарённые дети и особенности
педагогической работы с ними
Социально-экономического факультета
Рябова Ю.М.
Батарчук Д.С.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
Глава 1: Умственная одаренность, ее психологические проявления…..6
1.1.
Понятие и определение
1.2.
Виды одаренности……………………………………
1.3.
Сложности психического
Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности……………....15
2.1.
Тестовые методы ………………………………….
2.2.
Неформализованные методы………………
Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей………………...…...18
3.1.
Обучение одаренных детей………………
3.2.
Подготовка педагога к
Заключение………………………………………
Используемая
литература……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Наблюдения,
свидетельствующие о том, что
умственные возможности людей неравны,
старо, как мир. Это не было секретом
ни для науки, ни для обыденного сознания,
аккумулирующего, по меткому выражению
Гегеля, не только научные теории, но
и все предрассудки своего времени.
И выдающиеся люди древности, и их
менее осведомленные в науках
современники хорошо понимали, сколь
существенна разница между
Поэтому
раннее выявление, обучение и воспитание
одаренных и талантливых детей
составляет одну их главных проблем
совершенствования системы
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Для
развития своих талантов одаренные
дети должны свободно распоряжаться
временем и пространством, обучаться
по расширенному учебному плану и
чувствовать индивидуальную заботу
и внимание со стороны своего учителя.
Широкие временные рамки
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть методы диагностики одаренности;
—
рассмотреть особенности
Объект исследования: одаренность.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.
Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема состоит из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Глава 1: Умственная
одаренность, еЁ психологические
проявления
1.1.
Понятие и определение
одаренности у
детей
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Предметом
острых дискуссий остается вопрос о
природе и предпосылках одаренности.
Современные исследования в этой
области направлены на то, чтобы
с помощью
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
Очень
важно своевременно уловить, не упустить
черты относительного постоянства
индивидуальности у детей, опережающих
в умственном отношении свой возраст.
Одаренность ребенка — это
достаточно устойчивые особенности
именно индивидуальных проявлений незаурядного,
растущего с возрастом
1.2.
Виды одаренности
Одаренные
дети чрезвычайно сильно отличаются
друг от друга по видам одаренности.
Например.
Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Информация о работе Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними