Одаренный ребенок: трудности и радости

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
— раскрыть в полном объеме понятие одаренности
— показать сложности психического развития одаренных детей
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей

Содержание

Введение .................................................................................................3
Глава I. Одаренные дети……………………….……........................4
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………...................4
1.2. Виды одаренности………………………………………………...7
Глава II. Воспитание и обучение одаренных детей……………...9
2.1. Воспитание одаренных детей в семье…………………………...9
2.2. Трудности и радости …………………………………………….12
2.3.Оосбенности работы с одаренными детьми…………………….17
Заключение..........................................................................................19
Список используемой литературы.................

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

        Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

       Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

  • С помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • Предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
  • Тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы (Зеленина Е.Б.. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? // Народное образование. – 2010.- №8).

       Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению , оценке.

        Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.  
 

Заключение

      Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество точек  зрения и подходов к определению  одаренности. Возникает острая необходимость  в особых, научно обоснованных методах  работы с детьми с различными видами одаренности. Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

      Одаренность представляет собой комплексную  проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных  детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования  для работы с одаренными детьми. Особенности, присущие одаренным, обогащают  нашу жизнь во всех ее проявлениях  и делают их вклад в нее чрезвычайно  значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство  справедливости; они способны чутко  улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени  в науке, культуре, технике, быстро и  адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

      Вторая  особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высокоразвитый интеллект  дают возможность получать новые  знания об окружающем мире. Творческие способности влекут к созданию новых  концепций, теорий, подходов. В-третьих, большинству одаренных свойственны  большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании  с огромными знаниями и творческими  способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и  значимых проектов.

      В заключение необходимо напомнить, что  работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и  воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в  области психологии одаренных и  их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с  родителями одаренных. Важен постоянный рост мастерства и педагогической гибкости. Необходимо умение отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

      Работа  с одаренными детьми выступает одним  из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование  по самой своей природе обязано  заботиться, в первую очередь, о большинстве  учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается  не очень хорошо приспособленной  для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону  меньших, так и больших способностей.

      К сожалению, еще очень мало сделано  для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высокоодаренные  люди способны внести наибольший вклад  в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Внатер В.. Помощь в развитии одаренных детей // Одаренный ребенок. – 2010.- №2

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., Знание, 1991

3. Зеленина Е.Б.. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? // Народное образование. – 2010.- №8

4.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М., Просвещение, 1991

5. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. //Семья и школа, №3 1990.

6. Савенко А.И. Одаренные дети в саду и школе, - М., Академия, 2000

7. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети, - М., 1999

8. Ушаков Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды?// Школьный психолог.-2008.- № 18.

9. Хеллер К.А. диагностика и развитие одаренных детей и подростков. Психология развития / под ред. А.К Болотовой и О.Н. Молчановой, - М., ЧеРО, 2005

10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность//Учебная литература. – М., Просвещение, 1996 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Одаренный ребенок: трудности и радости