Одаренный ребенок: трудности и радости

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
— раскрыть в полном объеме понятие одаренности
— показать сложности психического развития одаренных детей
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей

Содержание

Введение .................................................................................................3
Глава I. Одаренные дети……………………….……........................4
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………...................4
1.2. Виды одаренности………………………………………………...7
Глава II. Воспитание и обучение одаренных детей……………...9
2.1. Воспитание одаренных детей в семье…………………………...9
2.2. Трудности и радости …………………………………………….12
2.3.Оосбенности работы с одаренными детьми…………………….17
Заключение..........................................................................................19
Список используемой литературы.................

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.08 Кб (Скачать)
  1. Общаясь с ребенком, демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности.
  2. Создание предметно-пространственной среды. Создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Создать предметно-пространственную среду, посредством которой воспитывать детей.
  3. Увлечение детей своей любовью к творчеству. Необходимо заботиться о том, чтобы увлечь ребенка творчеством, сделать его внутренней потребностью.
  4. Умение быть гибким, следовать ситуации. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
  5. Воспитание в себе привычки говорить как можно чаще "да". Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании, однако стоит задуматься, всегда ли оправданы те запреты, которые ставятся ребенку.
  6. Демократичный стиль общения. Коллегиальный демократичный стиль общения с ребенком создает те условия, которые необходимы для развития творческих способностей.
  7. Борьба с любыми проявлениями конформизма. Подражательность - основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ребенком, нужно постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к некритическому копированию, конформизму.
  8. Всяческое поддержание самостоятельности ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия - основные черты творческого поведения. Без этого не может быть творческой личности.
  9. Предложение ребенку такого материала, с которым нравиться работать самим взрослым, важно, чтобы ребенок видел, чувствовал настоящую, искреннюю увлеченность старших.
  10. Не бояться неожиданных вопросов. Надо всячески стимулировать вопросы одаренного ребенка: детский вопрос - свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос - свидетельство нестандартного взгляда на мир (Савенко А.И. Одаренные дети в саду и школе, - М., Академия, 2000).

        Творческие способности, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии. Она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. А помогать возделывать свой сад одаренному ребенку могут понимающие и любящие родители и квалифицированные педагоги.  
 
 
 
 

2.2. Трудности и радости

         Ранний высокий уровень умственных или творческих способностей ребенка может быть предшественником подлинного таланта, предвестником гениальности. Но, к сожалению, далеко не всегда: очень часто выдающиеся проявления оказываются лишь чем-то временным, преходящим: ребенок взрослеет, меняется как внешне, так и внутренне, и совсем не исключены угасание, а то и утрата некоторых его нестандартных способностей. Психологи, например, предупреждают: не стоит преувеличивать значение необычно быстрого овладения ребенком речью (а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта!): такая “разговорчивость” нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем особая речевая активность малыша может ослабеть, и другие дети постепенно догонят его. Не показателен и особый интерес дошкольника или младшего школьника к вычислениям, счету в уме. Известный математик академик А.Колмогоров отмечал: “Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими”. Успехи маленького ребенка в такого рода занятиях, позволяющих блистать среди сверстников, могут оказаться лишь эпизодами возрастного развития; действительная одаренность к математике требует других качеств ума, становление которых происходит в более позднем возрасте, а проявятся ли они у способного ребенка – неизвестно. Неординарный по своему развитию ребенок должен расти в зоне особого внимания и заботы, а еще – в условиях разумного отношения и взрослых к маленькому вундеркинду.

       Родительское тщеславие нередко заставляет людей требовать от своего вундеркинда все больших и больших проявлений его дарования, буквально взращивая при этом чрезмерное детское самомнение, заносчивость, чувство превосходства над другими детьми. Но ведь хорошо известно, что подобное “воспитание” часто оборачивается для “особого ребенка” немалыми огорчениями, а то и драмами: ему очень непросто ладить с родственниками, уровень притязаний у него необычно высок, возникающие в повседневной жизни трудности, которые обычные дети преодолевают с легкостью.

        В других семьях на неординарные способности реагируют иначе: родители, конечно, радуются успехам ребенка, но их не покидает тревога за его здоровье, им кажется, что пристрастия сына или дочери к умственной работе чрезмерны и принесут им вред... Таких родителей беспокоит даже то, о чем другим остается лишь мечтать: вот, например, девочка в девять лет “запоем” читает всё, что есть в доме, притаскивает из библиотеки книги, которые взрослые и в руках никогда не держали. Да это просто счастье! Но... У нее слабое зрение, к тому же каждый вечер ребенка буквально отрывают от очередной книги, чтобы уложить спать. А ночью, когда все домашние крепко спят, мама вновь застает дочку за чтением... Восьмилетний мальчик увлечен одновременно компьютером, биологией, шахматами, с упоением изучает устройство автомобилей – конечно же, ему часто совсем не до заданных на дом уроков, а порой и в школу-то идти не хочется...

       Такая увлеченность детей, их занятия “не по возрасту” у родителей, особенно у тех, с которыми ничего подобного не происходило, вызывают даже страх: не болезнь ли все это – необычные способности, неутомимая умственная активность, множество интересов? 
        Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям: они не пропустят, обязательно уловят даже скрытое восхищение их умом и успехам. Если же старшие, напротив, несколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания. 
        Психологи в результате многих исследований и наблюдений сделали однозначный вывод: в семье и в школе детям с признаками одаренности труднее, причем им нелегко независимо от того, восхищаются ими без меры или считают странными. А как часто взрослые ошибаются в своих оценках, встречаясь с неожиданными способностями детей!

         К счастью, большинство родителей, пусть и интуитивно, чувствуют: необычно ранний расцвет интеллекта требует к себе осторожного, внимательного отношения. Главная их тревога: ребенок далеко обгоняет по развитию сверстников и уже очень много знает: а впереди — школа, где всех будут учить одинаково и где учение начнется с того, что он давно уже «прошел». Ведь даже самый лучший учитель, работая с целым классом, просто не в состоянии ориентироваться на тех, кто идет впереди. Большинству же педагогов и вовсе некогда заниматься одаренными детьми, которые в классе даже мешают своей активностью, неуемной любознательностью и независимым мышлением.

        Нередко в незаурядном ученике педагог видит лишь восприимчивого к учению ребенка, не замечая, что он нуждается в особом подходе. Стремительное выполнение заданий, готовность моментально ответить на любой вопрос — для одаренного ребенка это как бы умственная игра, состязание. Он радостно тянет руку, ожидая одобрения и похвалы учителя, ему постоянно нужна новая «умственная пища». Но перед учителем — целый класс, он должен работать с каждым учеником, и вскоре вундеркинд становится всем в тягость. Часто уже в начальных классах наиболее развитого ребенка почти перестают спрашивать: учитель и так уверен, что он все знает. Если же «умник» настойчиво продолжает «демонстрировать свои способности», его охлаждают обидным прозвищем «выскочка». Убедившись, что его активность никому не нужна, ученик начинает заниматься на уроках чем-то своим, отвлекается, «витает в облаках» — и вот уже недовольство учителя: «Почему не следишь за уроком?»

        Идут месяц за месяцем школьной жизни — и такой активный, поначалу такой смышленый ребенок чувствует себя лишним в классе, он находит любой предлог остаться дома и заниматься тем, что ему интересно. Порой уже в начальной школе, а особенно в подростковом возрасте многие одаренные дети оказываются в конфликте с учителями, которые иногда и сами не понимают, чем такой ребенок их раздражает: «Он, конечно, вундеркинд, но какой-то ненормальный».

       У одаренного ребенка нередки трудности во взаимоотношениях со сверстниками: часто одноклассники, особенно в подростковом возрасте, начинают активно отторгать его от себя, дают обидные прозвища, поднимают на смех, замечая любой промах, стараются поставить в неловкое положение, «чтобы не задавался»... И чтобы не оказаться в роли отверженного, чтобы быть «как все», «особый ребенок» пытается избегать всех проявлений своей одаренности, а тем более старательности... Вот так талантливые дети, приспосабливаясь со временем к общим требованиям школы, нередко теряют те важные качества, которые отличали их от других учеников.

        При обучении одаренных детей важно учитывать их устойчивое влечение, тяготение к каким-либо видам деятельности — то, что в психологии называют склонностью. «Ребенок, — пишет доктор психологических наук Н. Лейтис, — по-разному может относиться к тому, что делает: к одним видам занятий безразлично или совершенно их отвергая, к другим — очень заинтересованно. Когда работа настолько нравится, что ребенок хочет заниматься ею снова и снова, и говорят о склонности. Склонности — это тяга, стремление, а способности — это возможности успешно выполнить какую-либо работу. Между тем и другим — глубокая взаимосвязь, постоянное взаимодействие: степень увлеченности занятием влияет на его успешность, на мобилизацию ребенком своих умственных возможностей. Вместе с тем больше нравится, дает большее удовлетворение та деятельность, которая проходит успешнее, к которой растущий человек более способен. Так склонности и способности как бы поддерживают и усиливают друг друга. Обычно склонность идет как бы впереди способностей и становится одним из важных факторов развития. Очень сильная, устойчивая склонность чаще всего свидетельствует и о предпосылках способностей, без них она не могла бы закрепиться, занять подобающее место в жизни» ( Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. //Семья и школа, №3 1990).

        Далеко не всегда уже в школьные годы отчетливо определяется та область знаний, к которой человек обычно склонен и где он может достичь настоящий высот. Иногда и ярко одаренный человек долго, до самых зрелых лет, ищет свое призвание. Талант может вообще остаться до конца не раскрытым, если не удается «найти себя». Замечено, что раньше других, иногда еще до начала подросткового возраста, обретает определенность талант, например, к математике, шахматам: среди ученых, проявивших себя до двадцати лет, почти все — математики. Способность к таким наукам, как физика, химия, история, философия, где нужно более широкое общее развитие, гораздо реже определяется даже к старшему школьному возрасту.

Но, по мнению специалистов, ранняя специализация — не всегда благо. Ошибкой было бы думать, что природным особенностям человека полностью соответствуют только какая-то одна определенная профессия. Благодаря разносторонним свойствам высокого интеллекта ребенок может с успехом развиваться по разным направлениям, успешно проявляя себя в различных сферах деятельности. Кроме того, и сами свойства растущего человека могут меняться с годами — это тоже должны учитывать учителя и родители «особого ребенка».

       Есть в школьной жизни вундеркиндов и еще один опасный «подводный риф» — об него нередко разбиваются самые яркие дарования: легкость, с которой способному ребенку дается учение, привычка учиться, «хватать на лету» могут приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься (Ушаков Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды?// Школьный психолог.-2008.- № 18).

  
 

2.3. Особенности  работы с одаренными детьми

       При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе.

        Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

        Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

         По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика.

Информация о работе Одаренный ребенок: трудности и радости