Одаренный ребенок: трудности и радости

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
— раскрыть в полном объеме понятие одаренности
— показать сложности психического развития одаренных детей
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей

Содержание

Введение .................................................................................................3
Глава I. Одаренные дети……………………….……........................4
1.1. Понятие и определение одаренности у детей………...................4
1.2. Виды одаренности………………………………………………...7
Глава II. Воспитание и обучение одаренных детей……………...9
2.1. Воспитание одаренных детей в семье…………………………...9
2.2. Трудности и радости …………………………………………….12
2.3.Оосбенности работы с одаренными детьми…………………….17
Заключение..........................................................................................19
Список используемой литературы.................

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

  Министерство  образования РФ

  Российский  Государственный Педагогический

  Университет имени А.И. Герцена 

  Институт  детства

  кафедра  психологии и психофизиологии ребенка 
 
 
 

  Курсовая  работа 

  Тема:

  Одаренный ребенок: трудности и радости. 
 
 
 
 

                                                                             

  Выполнила:

                                                                               студентка 2-го курса, 

  1В группы

                                                очно-заочной формы обучения

  Горбанева Алина Александровна                                

                                                                                

                                                         Научный руководитель: 

Деханова  Ирина Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Санкт – Петербург

2010

Оглавление 
 

Введение .................................................................................................3

Глава I. Одаренные дети……………………….……........................4

1.1. Понятие и определение одаренности у детей………...................4

1.2. Виды одаренности………………………………………………...7

Глава II. Воспитание и обучение одаренных детей……………...9

2.1. Воспитание одаренных детей в семье…………………………...9

2.2. Трудности и радости …………………………………………….12

2.3.Оосбенности работы с одаренными детьми…………………….17

  Заключение..........................................................................................19

Список  используемой литературы..................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. Отношение в отечественной психологии было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно   распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился. Открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей.       

         Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

         Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности, и некоторые из них одаренностью в нашей школе пока не считаются. И не только в школе.

         На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.

          В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

         Цель курсовой работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

         Задачи:

— раскрыть в  полном объеме понятие одаренности 

— показать сложности  психического развития одаренных детей

— рассмотреть  особенности воспитания и обучения одаренных детей

         Объект исследования: одаренность

         Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными детьми.

         Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Одаренные дети 

1.1 Понятие и  определение одаренности у детей

          В каждом поколении встречаются дети, которые выделяются среди сверстников ранними достоинствами интеллекта. Самая общая характеристика таких детей состоит в том, что они развиваются в умственном отношении гораздо быстрее ровесников и соответственно опережают их по уровню развития.

          В психологии широко используется так называемый «интеллектуальный коэффициент» (IQ), основанный на вычислении соотношения между достигнутой ребенком высотой развития и тем умственным уровнем, который характерен для большинства детей его возраста. Считается, что получаемая величина, позволяющая судить о степени опережения (или отставания), дает количественную оценку различий по одаренности. Исходным является представление, что чем быстрее развивается в умственном отношении ребенок, чем больше он опережает свой возраст, тем выше его одаренность.

           Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

            Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст.  
 
 

1.2. Виды одаренности

Одаренность бывает:

•  интеллектуальная;  
•  академических достижений;  
•  творческого или продуктивного мышления;  
• общения и лидерства;  
• художественной деятельности;  
• психомоторной.

        Интеллектуальный тип одаренности. Ребята этого типа одаренности умудряются самостоятельно углубить и расширить знания в интересующей их области и философски осмыслить прочитанное. Однако интерес к одной сфере деятельности и безразличие к другим порой приводит к тому, что дети блестяще успевают по одним предметам и спокойно получают двойки по другим. Но именно они - потенциальные светила науки, генераторы идей, способные совершить значимое открытие.  
       Несколько отличается от интеллектуального академический тип одаренности. На первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Учеба сама по себе для них приятна и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о математике, физике, биологии или литературе. Это типичные медалисты, из которых потом получаются добротные профессионалы. Иногда довольно трудно различить первый и второй тип одаренности. Однако если "интеллектуалы имеют критическое мышление, стремятся к философскому осмыслению сложных научных проблем, то "академики" - это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала.  
      Тип одаренности, который легко диагностировать, - художественный. Он проявляется в интересе ребенка к творческой деятельности: музыке, танцам, живописи, скульптуре, актерскому мастерству.  
       Четвертый тип - креативный. Он выражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать оригинальные проекты. Дети часто конфликтны, трудно управляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. Например, могут прийти в класс в мятой одежде, в их тетрадях царит беспорядок. У таких учеников легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психолога. Чтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, будь то необычные темы сочинений или исследовательские проекты.  
      Следующий тип, который легко увидеть, но часто нелегко принять, - это социальная (лидерская) одаренность. Этот тип характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Существуют "эмоциональные" лидеры, являющиеся своеобразной "жилеткой" для каждого, но есть и лидеры действия. Они умеют принимать правильные решения, определять цели и задачи для других людей. Часто так бывает, что у школьников, обладающих одаренностью к лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют школу и имеют репутацию хулиганов.         
      Психомоторная (спортивная) одаренность. Как показывают опросы известных спортсменов, мнение об их пониженной умственной способности не соответствует действительности. Наоборот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Ученые давно доказали прямую связь моторного (двигательного), психического и интеллектуального развития. Подростки, имеющие спортивную одаренность, не всегда хорошо учатся не потому, что школьные науки им не даются, а потому, что у них просто не хватает времени на занятия.
 
 
 

Глава II. Воспитание и обучение одаренных детей

2.1. Воспитание одаренных детей в семье

       Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым.

Воспитание одаренного ребенка в семье - сложный и  тяжелый труд, так как такие  дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая  самооценка, поэтому родителям следует  поощрять проявления самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства. Одаренный ребенок  в семье - ее гордость. Но часто одаренность  ребенка остается незамеченной. Признаки необычных способностей у ребенка  неотделимы от возраста и во многом зависят от темпа созревания и  возрастных изменений. Ранние проявления одаренности, независимо от того, что  делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных  способностей в области искусства  и науки. Ребенок достигает успехов  в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, в  математике, музыке и др. Бывает, что  одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется  лишь в подростковом периоде. Часто  под "одаренностью" понимается потенциал  личности, возможности, характерные  личностные свойства, которые при  различных обстоятельствах могут  остаться нереализованными. Поэтому  стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка  является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказывать в этом помощь, т.е. способствовать их умственному и личностному развитию.

         Развивая интеллектуальные, творческие способности ребенка, выбираются более приземленные цели (хорошая, престижная, высокооплачиваемая профессия, обеспечивающая достойную жизнь и т.п.). В этой прагматичности есть своя целесообразность и своя справедливость. Но для того, чтобы эти цели были достигнуты, родителям необходимо использовать специальные методы воспитания своего одаренного ребенка. Родителям рекомендуется использовать следующие методы воспитания:

Информация о работе Одаренный ребенок: трудности и радости