Оциально-психологическая структура воинского коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Современная военная техника и вооружение достаточно сложны и предполагаю коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации танковой техники необходим экипаж, для использования всех возможностей артиллерийского орудия - расчет. Поэтому одной из основных особенностей военно-профессиональной деятельности является то, что деятельность военнослужащих всегда коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий, за счет координации действий всего личного состава.

Содержание

1. Общее понятие о группе и воинском коллективе

. Личность и коллектив

. Особенности развития воинских коллективов

. Общее понятие о психологии коллектива и ее структуре

. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

6. Психологический феномен коллективного мнения в воинском коллективе

7. Коллективные настроения и традиции

. Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Социально-психологическая структура воинского коллектива».doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

В отношениях начальника с подчиненными неприемлемо высокомерие, которое  может проявляться в различных  формах - от равнодушия к человечески, стремлениям и нуждам до пренебрежения ими. Внешне это выражается в манере и тоне разговора с людьми, в подчеркивании своего служебного, а иногда и личностного сходства, в обособлении и создании для себя особых привилегий вопросах быта. Высокомерие, как правило, выливается в грубость и нетактичности отдельных офицеров и сержантов. Серьезную опасность влечет и грубость с подчиненными, так как она наносит ущерб формированию положительного отношения к армии, к воинской службе, создает предпосылки утраты авторитета начальников, возникновения нездоровых настроений в коллективе, появления групповщины и круговой поруки. Грубость офицера неизбежно порождает напряженность и конфликты, поэтому офицер не имеет права проявлять грубость в отношении подчиненного, даже если этот подчиненный ему несимпатичен.

 

Особое внимание необходимо уделять  взаимоотношению рядовых и сержантов  Как показывает практика, уставные взаимоотношения чаще всего нарушаются именно в звене «сержант - солдат». Одной из главных причин такой  ситуации являются недостатки и ошибки в руководстве сержантами со стороны офицеров, в отсутствии должной требовательности к сержантам, слабой методической помощи им, в недостаточной заботе о повышении их авторитета. Порой имеет место и халатное отношение отдельных сержантов к выполнению своих служебных обязанностей, связанное со слабым чувством ответственности, отрицательными чертами характера, недостаточным знанием службы и своей боевой специальности.

 

В отношениях сержантов и рядовых  могут возникать различные недоразумения, а иногда и прямые нарушения требований уставов. Так, стремясь добросовестно выполнить свой долг, некоторые из них пытаются строить и служебные, и внеслужебные взаимоотношения с подчиненными исключительно на строго официальной основе, что, как правило, приводит в конечном итоге к возникновению эмоционального барьера, затрудняющего нормальное общение с подчиненными и руководство ими. С другой стороны, некоторые сержанты бояться проявить настоящую командирскую требовательность. Встретив негласное сопротивление подчиненных, чаще всего со стороны недисциплинированных старослужащих солдат, и не зная. как его преодолеть, некоторые неопытные сержанты становятся на путь панибратства, заискивания перед ними и укрывательства их поступков.

 

Исходя из вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что в интересах повышения боеготовности подразделений офицеры должны постоянно заботиться, об укреплении авторитета сержантов, повышении их педагогической подготовленности, обучать их работе с подчиненными.

 

Другим весьма сложным направлением деятельности офицера является формирование отношений между рядовыми военнослужащими, поскольку особенности этих отношений оказывают непосредственное влияние на их поступки и поведение, на формирование у них определенных черт характера.

 

Как правило, между солдатами (матросами) складываются взаимные симпатии в привязанности, утверждаются братство, дружба, постоянная забота о товарищах, непосредственная заинтересованность в их судьбе. Вместе с тем во взаимоотношениях рядовых воинов могут наблюдаться и отклонения от уставных норм. Чаще всего это обусловлено определенными психологическими причинами. Так, все рядовые военнослужащие занимают одинаковое правовое положение. Будучи равными, по правовому положению, рядовые объективно играют в коллективе различные служебные и иные роли, что обусловлено сроками службы, отношением к обслуживаемой технике и оружию, специальной подготовленностью, условиями, в которых они находились в прошлом, и т. д. Все это не может не отражаться на их взаимоотношениях, особенно между военнослужащими различных сроков службы.

 

Как было сказано выше, человек, находясь в коллективе, стремится к самоутверждению. Это в полной мере касается и старослужащих  солдат. В тех подразделениях, где  подобное самоутверждение старослужащих  солдат и матросов протекает стихийно, разница в сроках службы может стать предпосылкой возникновения у отдельных военнослужащих позиции превосходства, стремления занять командное положение и подчинить своему влиянию молодежь. Именно данное обстоятельство часто приводит к конфликтам между военнослужащими. Поэтому командир подразделения должен контролировать процесс формирования отношений между различными группами рядовых военнослужащих.

 

Следует также иметь в виду, что  структурные формы отношений  между рядовыми военнослужащими  разнообразны. Одной из них являются мелкие стихийно складывающиеся группы солдат и матросов. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют ведущих и ведомых и различаются по своей направленности. Положительно направленные группы благотворно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в ревностном отношении к службе. Они складываются на основе общих полезных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам, способствуют общему успеху коллектива. Ведущие в них, как правило, превосходят своих ведомых по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонстрируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, является достижение определенных результатов в военно-профессиональной деятельности, самообразовании, спорте и т. д.

 

воинский коллектив взаимоотношение  традиция

 

6. Психологический феномен коллективного  мнения в воинском коллективе

 

 

Коллективное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение  большинства членов коллектива к  различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и  каждого его члена.

 

Мнение коллектива - это социально-психологическое  явление, которое возникает и  развивается в процессе общения  и взаимодействия людей, постоянного  живого обмена своими мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами. Таким образом, коллективное мнение - это своеобразный сплав личностных мнений, претерпевших в результате взаимодействия определенные изменения.

 

По своей природе коллективное мнение является специфической формой общественного сознания, а следовательно, часто выступает критерием поступков  и действий отдельных членов коллектива. Оно оказывает особое влияние на личность военнослужащего, поскольку через него во многом осуществляются такие воспитательные функции коллектива, как предъявление к личности системы требований и постоянный контроль и оценка ее поступков и поведения. В свою очередь, следует отметить, что, направляя поведение людей в соответствии с требованиями окружающей социальной среды, коллективное мнение активно способствует формированию у них качеств, необходимых для военно-профессиональной деятельности.

 

Во взаимодействии с коллективом  личность предстает саморегулирующейся системой в социальной среде. С этой точки зрения коллективное мнение можно  рассматривать как канал обратной связи, как важнейший для личности источник социально-психологической информации о непосредственном окружении. Оно информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей и, таким образом, способствует принятию адекватных решений. Более того, группа сама осуществляет по отношению к личности определенные социальные санкции. Она непрерывно сопоставляет поведение каждого своего члена с системой норм, существующей внутри этой группы, а результаты выражаются в особенностях отношения к этому человеку в коллективе, которые могут отражать одобрение и похвалу или, наоборот, осуждение.

 

Следует отметить, что коллективное мнение - явление не только многоплановое, но и весьма динамичное. В динамике становления и развития общественного  мнения различают ряд степеней.

 

На первом этапе люди непосредственно  переживают событие, рассуждают о нем и оценивают его.

 

На втором - обмениваются своими чувствами  и представлениями, взглядами и  оценками. Именно здесь мнение переступает  границы индивидуального сознания и захватывает сферу, прежде всего  группового, коллективного, а потом и общественного сознания. С момента обмена мнениями, дискуссий и обсуждений начинается процесс становления общественного мнения. В дальнейшем различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения, и в процессе дискуссии формируется общее мнение.

 

Полное единство коллективного  мнения наблюдается редко. Существует лишь более или менее выраженная тенденция в формировании оценки конкретной ситуации. При этом степень  зрелости мнения бывает различной, и  это не случайно, ведь его носителями являются конкретные люди, обладающие определенными психологическими характеристиками, которые в значительной степени и обусловливают возникновение как положительного, так и отрицательного коллективного мнения. Поэтому командир подразделения всегда должен проявлять заботу о формировании единой точки зрения коллектива на те или иные общественные явления. Добиться этого вполне возможно, поскольку коллективное мнение - явление управляемое, организуемое.

 

Главным условием для формирования коллективного мнения служит способность офицера влиять на мнение и взгляды конкретных военнослужащих. При этом для успешного влияния на коллективное мнение необходимо учитывать динамику его развития: важно не упустить момент, когда люди непосредственно переживают то или иное событие, пытаются его оценить. Именно в этот момент у одних зарождаются правильные, а у других ложные взгляды. Возникшие ложные представления поначалу слабы, но могут быстро закрепиться, поэтому необходимы профилактические мероприятия. Важно также учитывать, что каждое одиночное суждение, особенно если оно импонирует общему мнению, психическому со- стоянию людей в той или иной ситуации, может быстро стать групповым или коллективным, иногда даже в том случае, если оно противоречит собственному мнению многих членов коллектива.

 

Одной из предпосылок формирования общественного мнения по тому или  иному вопросу является знание основной тенденции во взглядах и всех мнений противоречащих этому направлению. В связи с этим при формировании общественного мнения особое внимание следует уделять борьбе с ложными взглядами для чего необходимо развенчать авторитет лиц, обладающих сильным отрицательным влиянием. Эффективным способом добиться этого служит перестройка отношения к ним их ближайшего окружения - когда мнение ближайшего из товарищей, прежде поддерживавших нарушителя, резко изменяется и совпадав с мнением всего коллектива, оно становится способным перестроить отношения солдат в этой группе и изменить поведение недисциплинированное сослуживца.

 

Формированию правильного общественного мнения способствуют позитивные традиции и настроения, существующие в воинском коллективе.

 

 

. Коллективные настроения и  традиции

 

 

Коллективное  настроение - это частный случай совместных переживаний, овладевших значительной частью коллектива. Настроения и психические состояния коллектива являются структурными компонентами его психологии, представляющими преимущественно эмоциональную сторону его духовной жизни.

 

Если настроение индивида в равной мере обусловливается  физиологическими психологическими и социальными факторами, то коллективное настроение в первую очередь зависит от социальных условий, таких как успешность деятельности коллектива, характер взаимоотношений между его членами, условия труда и отдыха, состояние воспитательной работы и др.

 

Командиру следует иметь в виду, что настроения - один из самых подвижных элементов  человеческой психики. Возникая у одних  людей, они могут быстро распространяться на других, «психически заражать»  их. Заразительность коллективного  настроения определяется самим фактом контакта и непосредственного общения людей в условиях жизни бок о бок. Здесь действует социально-психологический закон подражания. Механизм психологической индукции сам по себе нейтрален. Он «бесстрастно» может действовать как в положительном, так и в отрицательном направлении. «Неразборчивость» психологической индукции приводит к тому, что положительный и отрицательный примеры могут распространяться в коллективе с одинаковой быстротой.

 

Коллективное  настроение не только весьма динамично, но и обладает большой побудительной силой, способной многократно усиливать чувства людей. Итак, в заключение можно сказать, что воинский коллектив - это весьма сложный организм, который живет и развивается по своим специфическим законам Знание закономерностей развития и особенностей психологии воинского коллектива и умелое их использование позволяют командиру успешно решать задачи по повышению боеготовности.

 

8. Список  литературы

 

 

1.Психология  и педагогика. Военная психология/ Под ред. 

 

А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.: ил.;

 

2.Блонский  П. П. Избранные педагогические  и психологические сочинения. - М., 1979.;

 

3.Маклаков  А. Г. Общая психология. - СПб., Питер, 2000.- 569с.;

 

.Шипилов  А.И. /Психологические основы взаимодействия  офицеров в трудных межличностных ситуациях./перераб. и доп. - М.: 1999.-358с.;

 

.Коупленд  Н./ Психология и солдат. - 2-е изд. - М.: 1991.- 155с.


Информация о работе Оциально-психологическая структура воинского коллектива