Оциально-психологическая структура воинского коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Современная военная техника и вооружение достаточно сложны и предполагаю коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации танковой техники необходим экипаж, для использования всех возможностей артиллерийского орудия - расчет. Поэтому одной из основных особенностей военно-профессиональной деятельности является то, что деятельность военнослужащих всегда коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий, за счет координации действий всего личного состава.

Содержание

1. Общее понятие о группе и воинском коллективе

. Личность и коллектив

. Особенности развития воинских коллективов

. Общее понятие о психологии коллектива и ее структуре

. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

6. Психологический феномен коллективного мнения в воинском коллективе

7. Коллективные настроения и традиции

. Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Социально-психологическая структура воинского коллектива».doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

4. Общее понятие о психологии  коллектива и ее структуре

 

Любой коллектив, в том числе и воинский, содержит сложную совокупность внутри коллективных социально-психологических явлений и процессов. В истолковании природы психологии коллектива существует множество точек зрения, что обусловлено различием философских и методологических позиций, на которых стоят те или иные авторы.

В истолковании природы психологии коллектива большинство отечественных исследователей исходят из того, что коллектив является неотъемлемой частью общественного организма, поэтому психология каждого конкретного коллектива представляет собой проявление общественной психологии. Следовательно, психология группы людей, коллектива относится к психологии общества как часть к целому. Она является проявлением духовной жизни конкретного сообщества людей в общественно-исторических условиях. Психологию каждого данного коллектива следует рассматривать как слепок с психологии общества.

В психологии конкретного коллектива наряду с  общими отражаются и частные условия  его жизнедеятельности. Именно эти  частные условия в значительной степени и определяют специфические  особенности психологии данного  коллектив. Хотя каждый коллектив может рассматриваться в качестве носителя общественной психологии, его «индивидуальная» психология неповторима.

В повседневной жизни, когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое  понятие, как социально-психологический климат, под которым понимают характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние. Рассмотрим структуру социально-психологического климата коллектива.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь, и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения. Данная необходимость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.

Одно из таких явлений - стремление личности к самоутверждению. Самоутверждение  личности - это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Процесс самоутверждения личности - это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе.

Другим  социально-психологическим явлением, которое характерно для любого коллектива, является коллективное мнение. Коллективное мнение - это один. из компонентов морально-психологической атмосферы подразделения. Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на коллектив (например, командир подразделения), но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нем. Кроме этого, коллективное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Например, для воинского коллектива такими принципами должны являться честность, готовность выполнить воинский долг, товарищеская помощи взаимовыручка. Поэтому опытные командиры при проведении воспитательной работы всегда учитывают и используют коллективное мнение. Но следует имеет в виду, что психологический механизм воздействия коллективного мнения может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность.

Не вызывает сомнения тот факт, что в интересах  повышения боеготовности укрепления организованности и порядка в  частях и подразделениях командиры  должны всемерно использовать силу общественности, создавать обстановку нетерпимого отношения к нарушителям воинской дисциплины. Следовательно, каждый офицер как руководитель коллектива должен постоянно формировать общественное мнение, всемерно повышать его действенность, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым.

Другим, значимым социально-психологическим явлением, характерным для большинства  коллективов, является коллективное настроение. Коллективные настроения - важнейшая  составная часть психологии коллектива. Они выражаются в совместном переживании тех или иных событии.

Коллективные  настроения оказывают сильное влияние  на поведение воинов, отражаются на уровне дисциплины и организованности частей и подразделений, на эффективности  их ратного труда. Командиры обязаны  учитывать это в своей работе и проявлять активность в формировании соответствующих коллективных настроений.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата воинского коллектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные традиции. Роль традиций коллектива в воспитании личности чрезвычайно велика, поскольку человек незаметно для себя усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения. Каждый командир обязан проявлять заботу о формировании традиций своего подразделения и поддерживать эти традиции, используя их возможности для воспитания своих подчиненных.

Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива- тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.

 

5. Особенности психологии взаимоотношений  у военнослужащих

 

Личность может развиваться  лишь при условии, что человек  живет среди себе подобных, постоянно  вступает в отношения с другими людьми. Непосредственное общение, реальные связи и взаимные отношения людей в коллективе отражаются в их психологии и проявляются в субъективных межличностных отношениях.

Система межличностных взаимоотношений  складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы - зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:

отношения субординации;

отношения координации;

отношения сотрудничества.

 

Каждая подструктура обладает межличностным психологическим аспектом, оказывающим определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый офицер обязан стремиться. К тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.

 

 

Уставные взаимоотношения - это  отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах, притом что в уставах, как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.

 

К числу основных принципов взаимоотношений  между военнослужащими относится  принцип единоначалия и строгой  субординации. Суть этого принципа заключается в делении всех военнослужащих на начальников и подчиненных, старших и младших; в четком определении их прав и обязанностей; в присвоении начальникам права приказывать и обязанности подчиненных точно и беспрекословно выполнять приказы и распоряжения начальников, оказывать им и старшим по званию уважение, строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания чести. Уставы обязывают не только начальника, но и старшего требовать от подчиненного и младшего соблюдения требований воинской дисциплины и порядка.

 

Вместе с тем большое значение воинские уставы отводят принципу коллективизма во взаимоотношениях военнослужащих. Уставы обязывают военнослужащих дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков и, не щадя своей жизни, выручать их из опасности.

 

Но следует иметь в виду, что хотя воинские уставы четко и достаточно полно регламентируют взаимоотношения военнослужащих, в то же время они не могут предусмотреть всех деталей и возможных ситуаций. В частях и подразделениях, в труде и в быту складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются. Поэтому взаимоотношения в воинском коллективе требуют постоянного и пристального внимания командиров, знания ими особенностей отношений между всеми категориями военнослужащих.

 

При организации служебных отношений  офицер всегда должен иметь в виду, что между начальниками и подчиненными исключительно важно взаимное доверие. Современный бой требует отличного  состава предельной самоотдачи, решительных  самостоятельных действий, готовности к личному и коллективному самопожертвованию. Для достижения победы необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством безграничного доверия к нему, к своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятельным, инициативным действиям. Успех боевых действий немыслим без веры командира в подчиненных, в их творческие силы, непоколебимую решимость до конца выполнить боевую задачу.

 

Психологическая значимость доверия  заключается в том, что оно повышает у военнослужащего чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военнослужащим, недобросовестно относящимся к ратному труду, имеющим низкие моральные качества. В свою очередь, недоверие начальника к подчиненным проявляется в опеке и подмене подчиненных при выполнении ими своих обязанностей по службе, в игнорировании нижестоящих начальников, в ущемлении их прав, в отдаче приказаний через их голову и т. п.

 

Вместе с тем в профессиональной деятельности офицер должен избегать предвзятого отношения к подчиненным, обусловленного заранее сложившимся  неправильным мнением. Предвзятое отношение  начальника к подчиненному может проявляться в двух формах: предвзято-отрицательной и предвзято-положительной. Предвзятое отношение, как правило, является результатом односторонней оценки личности воина и его поведения. Командир, относящийся к подчиненному предвзято, или стремится выдать желаемое за действительное и переоценивает достоинства подчиненного, или же отмечает у него только негативные черты. И то и другое ведет к неправильному выбору путей и средств воздействия на подчиненных, затрудняет формирование у них высоких морально-боевых качеств.

 

Отношения субординации должны характеризоваться  доброжелательностью, которая побуждает  подчиненных быть откровенными и  искренними с начальником, способствует внутреннему принятию требовательности командира. Доброжелательность, простота и доступность формируют положительное отношение к службе, уважение к начальникам и старшим, способствуют признанию и исправлению ошибок, допускаемых подчиненными, усиливают действенность командирской требовательности. Напротив, недоброжелательность к подчиненным резко снижает эффективность воспитательных воздействий начальника.

Информация о работе Оциально-психологическая структура воинского коллектива