Оциально-психологическая структура воинского коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Современная военная техника и вооружение достаточно сложны и предполагаю коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации танковой техники необходим экипаж, для использования всех возможностей артиллерийского орудия - расчет. Поэтому одной из основных особенностей военно-профессиональной деятельности является то, что деятельность военнослужащих всегда коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий, за счет координации действий всего личного состава.

Содержание

1. Общее понятие о группе и воинском коллективе

. Личность и коллектив

. Особенности развития воинских коллективов

. Общее понятие о психологии коллектива и ее структуре

. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

6. Психологический феномен коллективного мнения в воинском коллективе

7. Коллективные настроения и традиции

. Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Социально-психологическая структура воинского коллектива».doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

  Тема: Социально-психологическая структура воинского коллектива

Вид работы: Контрольная работа

Предмет: Психология

 Все контрольные по психологии

 

Поделиться…

 

 Скачать    Читать текст  оnline

 

 

 Вы можете узнать стоимость  заказа авторской работы по  этой "Социально-психологическая структура воинского коллектива..." или схожей теме.

 

Узнать стоимость работы которую  точно примут

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ  ВЕЛИКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Военная психология»

 

На тему: «Социально-психологическая структура воинского коллектива»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Серпухов, 2008г.

 

Содержание:

 

 

1. Общее понятие о группе и  воинском коллективе

 

. Личность и коллектив

 

. Особенности развития воинских  коллективов

 

. Общее понятие о психологии коллектива и ее структуре

 

. Особенности психологии взаимоотношений  у военнослужащих

 

6. Психологический феномен коллективного  мнения в воинском коллективе

 

7. Коллективные настроения и  традиции

 

. Список литературы

 

1. Общее понятие о группе и  воинском коллективе

 

 

Современная военная техника и  вооружение достаточно сложны и предполагаю  коллективное обслуживание. Для нормальной эксплуатации танковой техники необходим  экипаж, для использования всех возможностей артиллерийского орудия - расчет. Поэтому  одной из основных особенностей военно-профессиональной деятельности является то, что деятельность военнослужащих всегда коллективный характер. Это означает, что победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий, за счет координации действий всего личного состава. Следовательно, в своей повседневной профессиональной деятельности офицер сталкивается не только с отдельными военнослужащими, но и с воинским коллективом в целом.

 

Все человеческое общество состоит  из множества групп, которые различаются по целому ряду признаков:

по целям и содержанию деятельности. В соответствии с этим критерием  выделяют трудовые, боевые, учебные  и другие группы;

по способу объединения, что  позволяет подразделить их на производственные, бытовые и т. д.;

по форме организации и возникновения группы могут быть реальными, условными, организованными, официальными и неофициальными;

по характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы подразделяются на контактные (первичные) и диктантные (вторичные).

Помимо этого, выделяют большие  и малые социальные группы. Большие  социальные группы - это классы, прослойки, политические группы (профессиональные союзы, вооруженные силы), нации и  другие (возрастные образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы - это воинское подразделение, цех, школьный класс,

- студенческий курс. Подобные группы  принято называть первичными. Они  отличается от больших тем,  что в них осуществляется постоянное  межличностное общение, контакт,  взаимодействие. На его основе возникают разнообразные социально- психологические (внутригрупповые) явления, без учета которых невозможно эффективное руководство коллективом.

 

2. Личность и коллектив

 

Коллектив как ближайшее социальное окружение личности и ее микросреда расположен между личностью и обществом в целом, т. е. непосредственного переход от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива. Первичный коллектив оказывает на личность разнообразные влияния. В нем происходит трансформация социальных факторов в личностные.

Известно, что личность формируется  в труде и общении с другими  людьми. Однако характер и формы  труда определяются не только особенностями  макросреды, которая включает в себя социально-экономические, политические и производственные отношения и во многом зависит от уровня научно-технического прогресса, культуры, идеологии и морали, но и микросредой как совокупность условий непосредственного социального окружения человека. Таким образом, ближайшее социальное окружение человека, коллектив, микросреда являются одним: из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование личности.

Что входит в понятие ближайшего социального окружения?

Прежде всего, к ближайшему социальному  окружению следует отнести членов семьи. Семья, являясь малой социальной группой, служит первичным регулятором отношений между ребенком и родителями. В зависимости от характера семейных отношений изначально формируются особенности личности ребенка. При этом следует отметить, что в воспитании ребенка важно участие обоих родителей. Очень часто в неполных семьях личность ребенка формируется неправильно, односторонне. Не случайно анализ состояния воинской дисциплины показывает, что чаще всего дисциплинарные проступки совершают военнослужащие из так называемых неблагополучных, в том числе неполных, семей.

Особое значение для формирования характера будущего воина имеет  влияние отца, поведение которого сознательно или неосознанно  копируется сыном. Отец помогает мальчику развить в себе истинно мужские  черты характера, такие к*£ смелость, выдержка, великодушие, честность и т. д. При этом следует поддернуть, что качества, усвоенные в детстве, обычно сохраняются в дальнейшей жизни, в значительной степени определяя поведение молодого воина.

При поступлении ребенка в школу степень влияния семьи на формирован его характера постепенно снижается. Все большее значение для него приобретает то, как к нему относятся сверстники. Особенно значимыми эти отношения становятся в старших классах. Именно в этом возрасте ребенок попадает под влиянием социальной среды в виде разнообразных групп. Одни из них - формальные (учебные классы, спортивные секции и другие общественные организации) - способствуют развитию социально полезных качеств. Другие группы, так называемые неформальные, иногда оказывают более сильное, но не всегда положительное воздействие на личность. Большинство неформальных объединений возникает, как правило, на основе стремления молодых людей к широкому кругу общения, на основе желания удовлетворить свои потребности в досуге. Однако процессы, происходящие в этих группах, в большинстве случаев не подлежат контролю, поэтому формирование личности юноши на данном этапе возрастного развития происходит стихийно.

Чем сильнее потребность во взаимодействии и общении, тем сильнее группа влияет на сознание, чувства и волю индивида. Иной раз даже кратковременное пребывание личности в группе оставляет неизгладимый след в памяти юноши. Если юноша, невзирая на запреты, причисляет себя к определенной группе, общение в которой ему наиболее приятно, то такая референтная группа может быть критерием оценки нравственных ценностей и черт характера личности. Неосознанное стремление человека согласовывать свои взгляды с мнением референтной группы становится привычкой, препятствующей развитию самостоятельного мышления и критичности, личность становится легко внушаемой и безвольной.

Из вышесказанного можно сделать  вывод о том, что молодые люди, призываемые в ряды Вооруженных  сил, обладают самыми различными взглядами  и убеждениями, так как они  росли в различных семьях и испытывали различное влияние со стороны ближайшего социального окружения. Офицер обязан учитывать этот факт при организации воспитательной работы с личным составом, в том числе и создавая высокоорганизованные воинские коллективы на базе своего подразделения.

Независимо от вида общественно  полезной деятельности, лежащей в  основе объединения и организации  людей, каждый из коллективов имеет  не только свою специфическую, но и  общую для всех своих членов общественно  полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив.

Воинское подразделение как  определенная социальная общность возникает  на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально-психологические особенности. Среди таких подсистем есть как формальные, так и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым - группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, прапорщиков, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп старослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Не является секретом и то, что  многие командиры испытывают большие  трудности в процессе воздействия  на неформальные и неофициальные  группы. Один и тот же командир успешно  решает боевую задачу в поле и не владеет ситуацией в казарме. Это в значительной степени обусловлено тем, что управление социальными группами требует определенных знаний о закономерностях их формирования и развития.

Любая социальная группа проходит три  уровня развития: низкий, средний и  высокий. Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат). Такая группа обычно называется ассоциацией. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7-12 другими членами этой же группы. Отношения, складывающиеся в такой группе, составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

При благоприятных условиях в подразделении  через 10-15 дней образуются 2-3 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития - уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется  четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством  целей и мотивов деятельности. В таких группах возрастает управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и возможны. Достаточно часто бывает и так, что младший командир одновременно является социальным лидером.

От уровня социального развития воинской группы во многом зависит  эффективность ее служебной и  боевой деятельности. Многочисленные эксперименты военных психологов показали, что в сложных экстремальных  условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для автономных групп сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп  может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность друг другом при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом. Грамотное управление процессами, происходящими в малых группах, способствует не только целенаправленному формированию профессионально значимых личностных качеств военнослужащих, но и обеспечивает поступательное развитие социальной группы по пути ее превращения в воинский коллектив.

 

3. Особенности развития воинских  коллективов

 

Воинский коллектив - высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом, если речь идет о боевом расчете, экипаже или взводе, либо вторичным коллективом, когда имеется в виду рота или батальон.

В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего выделяют три основные стадии развития коллектива; социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива характеризуется тем, что на данной стадии развития военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных солдат становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому командир подразделения должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.

На второй стадии, стадии войскового товарищества, как правило, завершается  процесс взаимного изучения, устанавливаются  позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Данная стадия создает весьма благоприятные условия для всестороннего развития личности воина.

На этой стадии развития воинского  коллектива командир обязан изменить стиль управления. Если на первой стадии офицер воспринимается коллективов  как внешняя по отношению к  ним сила, то теперь он должен стать руководителем, который сочетает требовательность с заботой о подчиненных, единоначалие с опорой на коллектив. Поэтому при проведении воспитательной работы командир обязан активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе.

Стадия социальной и боевой зрелости является третьей стадией развития воинского коллектива. На данной стадии достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Информация о работе Оциально-психологическая структура воинского коллектива