Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Цель практики - формирование общего представления о психологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.
Задачи производственной практики:
Введение
Глава 1.Характеристика учреждения
1.1 Структурные подразделения центра
Глава 2.Профессиональные функции психолога
Глава 3. Специфика работы психолога в учреждении социального обслуживания
3.1. Психологическая служба в учреждении
3.2.Осуществление социального патронажа семей из «группы риска»
3.3 Организация и проведение групповых занятий
3.4.Психологический клуб для безнадзорных детей
3.5 Психологический клуб для учащихся Высшей народной школы для взрослых
Глава 4.Анализ проведенного мероприятия
Глава 5.Мероприятие для учащихся школы
Заключение
Список литературы
С данными семьями проводятся следующие мероприятия:
1. Психологическое обследование
личности, анализа поведения,
2. Диагностика психофизического,
интеллектуального и
3. Психологическая коррекция
нарушения общения у детей,
искажений в психическом
4. Проведения тренингов
по снятию состояний
В обязанности психолога «Центра социальной помощи семье и детям» входят также:
Организация деятельности групп взаимоподдержки, и проведения циклов бесед.
Участие в методических объединениях, конференциях.
Оказывается содействие в получении материальной помощи (через управление по социальной защите) нуждающимся семьям, помощь вещами б/у.
дельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проводит индивидуальное
и групповое психолого-
Составляет психолого-
Ведет сбор данных о социально-демографическом статусе клиента, отражая полученную информацию в талоне статистического учета по утвержденной форме.
Разрабатывает мероприятия по психопрофилактике и психокорекции, на основании психолого-педагогического заключения.
Участвует в планировании
и разработке развивающих и коррекционных
программ для детей и подростков,
находящихся в трудной
Участвует в организации
и реализации групп взаимопомощи
для подростков с асоциальным
поведением, способствующих развитию
навыков бесконфликтного
Участвует в организации и проведении выездных оздоровительных лагерей для детей и подростков с асоциальным поведением, позволяющих организовать досуг несовершеннолетних в летний / зимний период, осуществить полноценный отдых, укрепить их физическое здоровье.
Участвует в разработке и проведении циклов бесед/встреч для родителей, испытывающих затруднение в воспитании детей.
Участвуют в разработке и реализации обучающих семинаров для специалистов социальной сферы, образования, здравоохранения по работе с несовершеннолетними, находящихся в трудной жизненной ситуации и родителями.
Применяет в своей деятельности
современные научно-
Осуществляет профессиональное сотрудничество с общеобразовательными школами, с детской комнатой милиции, с медицинскими учреждениями.
Осуществляет связь со средствами массовой информации.
Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению.
Психолог несет персональную ответственность:
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих должностных
За совершенные в процессе
осуществления своей
За причинение материального ущерба - в пределах, определенным трудовым и гражданском законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Специфика работы психологической службы «Центра социальной помощи семье и детям Михайловского района»
Социальная работа по праву
причисляется к помогающим профессиям.
«Помощь» - понятие предельно широкое.
Общим для всех видов помощи, является
умение психолога выстраивать
Работа психолога «Центра
социальной помощи семье и детям
Михайловского района»
· Повышении психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения.
· Помощи гражданам, испытывающим
трудности в воспитании детей, обучение
детей и родителей здоровому
образу жизни, успешном разрешении семейных
конфликтов и иных вопросов. Создание
в семье атмосферы
· Выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
· Патронаже семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия.
А также психолог ведет индивидуальную работу с семьями, стоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
С данными семьями проводятся следующие мероприятия:
1. Психологическое обследование
личности, анализа поведения,
2. Диагностика психофизического,
интеллектуального и
3. Психологическая коррекция
нарушения общения у детей,
искажений в психическом
4. Проведения тренингов
по снятию состояний
В обязанности психолога «Центра социальной помощи семье и детям» входят также:
Организация деятельности групп взаимоподдержки, создания клубов общения, разработки и проведения циклов бесед, «круглых столов» и т.п.
Участие в методических объединениях, конференциях, «круглых столах» проводимых в Михайловском районе.
Оказывается содействие в получении материальной помощи (через управление по социальной защите) нуждающимся семьям, помощь вещами б/у.
3.1 Психосоциальное консультирование
Консультативный прием граждан осуществляется в специально подготовленном помещении, где расположены удобные кресла, журнальный столик и другие предметы интерьера, создающие уютную и успокаивающую атмосферу.
В самом общем виде консультирование - это работа с людьми и их взаимоотношениями, направленная на развитие и поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем.
Цель любой консультативной помощи должны базироваться на потребностях клиента. Можно говорить о двух основных целях: повышении эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитии его способности решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.
По окончании консультации специалист назначает дату и время повторной консультации. Сразу заполняется анкета на клиента, рабочий журнал с описанием содержания работы, применяемых техник и методик, обрабатываются психодиагностические материалы. При необходимости составляется письменное заключение с описанием актуального психологического состояния, результатами тестовых методик и социальной ситуации клиента.
3.2 Осуществление социального патронажа семей «группы риска»
Патронаж - покровительство,
вид социального обслуживания, преимущественно
на дому, клиентов, находящихся в
социально опасном положении, который
заключается в постоянном социальном
надзоре, регулярном посещении их места
жительства, оказании им необходимой
экономической, материально-бытовой, социально-психолого-
Специалисты Центра используют в своей практике различные формы работы с проблемной семьей.
Одной из форм работы социального психолога является поиск и постановка на учёт семей, находящихся в социально опасном положении.
Во время прохождения производственной практики в центре социальной помощи семье и детям Михайловского района. Психологом Процкой О.Ю. совместно со мной были посещены и поставлены на учет 4 семьи находящиеся в социально опасном положении.
На основе социального патронажа ведется активная профилактическая работа по предупреждению кризисных проявлений в семейной жизни.
Работа социального педагога и психолога, с родителями из неблагополучных семей, строится поэтапно. Сигналом к началу таких действий становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье.
1 этап:
- постановка семьи, находящейся
в социально опасном положении,
На этом этапе специалистами
органов социальной защиты населения
оформляется учетная карта
- выявление степени тяжести
кризисного состояния, в
Из классических методов сбора информации (опроса, обследования, наблюдения)
- осуществление сбора
начальных сведений о семье,
постоянно дополняющихся по
Следующий этап -- сбор первичной информации о семье: от кого поступила информация, что известно о семье, какая работа проводилась.
Затем шаг -- встреча специалиста с неблагополучной семьей (беседа, оценка ситуации: позволяет ли атмосфера в семье оставить ребенка, какие факты внушают надежду на возможность изменения ситуации, какие -- вызывают проблемы). После посещения семьи заполняется акт обследования жилищно-бытовых условий. (Приложение 3)
Важно убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное -- установить контакт, чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить социальное расследование, с помощью метода нестандартизованного наблюдения.
Социальное расследование -- это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей и оказания помощи детям.
- выявление реакции членов семьи на кризис и способность преодолевать его;
- изучение ситуации семейного неблагополучия;
- сбор психологических, педагогических и медицинских сведений;
- составление предварительных индивидуальных заключений.
2 этап:
- обсуждение специалистами имеющихся результатов;
После проведения обследования специалисты выносят на обсуждение совета по организации работы с семьей проблему конкретной семьи. Заседания этого совета проводятся 2 раза в месяц по утвержденному графику. Совет создан с целью координации работы специалистов СПЦ с различными категориями семей, нуждающимися в социально-педагогическом сопровождении.
- осмысление и оценка
ситуации. На совете специалисты
еще раз оценивают ситуацию, выявляют
основные проблемы семьи и
составляют план работы, определяют
степень или уровень помощи
каждой конкретной семье.
На каждую семью заполняется
пакет документов позволяющий анализировать
состояние клиента и его
Пакет документов:
Социальный паспорт семьи, в котором по датам отражается работа, ход выполнения мероприятий по плану, наблюдение за выполнением обязательств, взятых на себя членами семьи.
Социальный паспорт включает в себя программу индивидуальной профилактической работы с семьёй, с конкретными мероприятиями в соответствии со своей компетенцией.
Дневник патронажа. В нем обозначаются: дата посещения; периодичность посещений семьи, которые посетили; учреждения, которые посетили; планы на неделю; время встреч с клиентом; цель и результат посещения; динамика встречи в ходе посещения какие результаты сформировались после выполнения рекомендаций специалиста. (Приложение 3)
ЧИТАТЬ Организация и проведение групповых занятий
Одной из наиболее эффективных
и перспективных форм работы с
детьми и подростками является работа
группы само - и взаимопомощи, которая
позволяет привлечь подростков, из
социально неблагополучных
Целью является: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посредством организации специальных социально-психологических условий для усвоения ими навыков конструктивного взаимодействия, личностного развития, воспитания гражданственности и здорового образа жизни.