Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 23:04, контрольная работа
Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.
Обучаемость – один из показателей умственного развития (наряду с уровнем усвоения знаний, темпом усвоения и др.). Как общие умственные способности к усвоению знаний, обучаемость изучалась на материале обучения различным учебным предметам в средней школе. Анализ индивидуальных различий в усвоении и применении знаний школьниками дал возможность определить интеллектуальные свойства личности, необходимые для быстрого и лёгкого усвоения учебного материала.
Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием………… 3
Критерии разделения школьников в зависимости от обучаемости.. 5
Успеваемость как учебное достояние школьника…………………… 8
Психологические особенности неуспевающих учащихся……………10
Типы неуспевающих школьников…………………………………… 12
Причины неуспеваемости школьников……………………………… 15
Список используемых источников…………………………………
В течение ряда лет проблема неуспеваемости исследуется группой ученых, возглавляемой Н.А. Менчинской.
В основу психологической характеристики неуспевающих учеников Н.А. Менчинской и её сотрудниками было положено понятие обучаемости, т.е. восприимчивости к усвоению знаний и способов учебной деятельности. [3, с. 77]
Понятие обучаемости было введено Н. А. Менчинской.
Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.
Обучаемость – один из показателей умственного развития (наряду с уровнем усвоения знаний, темпом усвоения и др.). Как общие умственные способности к усвоению знаний, обучаемость изучалась на материале обучения различным учебным предметам в средней школе. Анализ индивидуальных различий в усвоении и применении знаний школьниками дал возможность определить интеллектуальные свойства личности, необходимые для быстрого и лёгкого усвоения учебного материала. Эти свойства представлены как компоненты обучаемости. По З.И. Калмыковой их пять.
Первый компонент – обобщённость мыслительной деятельности. Он считается ведущим в структуре обучаемости.
Чем выше обобщённость, тем быстрее и легче ученик выделяет существенные стороны учебного материала, устанавливает закономерные связи, тем точнее анализ условия задачи или текста. Возможности обобщения во многом определяют темп усвоения. Школьники с низким темпом усвоения часто останавливаются на изложенных фактах, примерах, и конкретный материал оказывается недостаточно обобщённым. Они «начинают усвоение новых понятий так, как если бы они впервые встретились с понятием такого типа».
Второй компонент обучаемости – осознанность мыслительной деятельности. При высокой осознанности ученики достаточно полно учитывают имеющуюся информацию, «видят» ошибки и вносят соответствующие изменения в свою деятельность, адекватно оценивают результаты учебной работы. Школьники, у которых этот компонент обучаемости развит слабо, сталкиваются с проблемой при решении учебных задач, обычно избирают другой путь – практический (в отличие от словесно-логического). Решение осуществляется во многом интуитивно и осознание найденного пути решения не происходит.
Третий компонент – гибкость мышления (при пониженной обучаемости – инертность). Школьники, обладающие гибкостью мышления, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям, перестраивают привычные действия, преодолевая «барьер прошлого опыта», совершенствуют ранее найденные способы решения, могут достаточно оригинально подойти к анализу ситуации, переосмыслить её, отнестись задаче как к проблеме. При инертности мышления, напротив, проявляются стереотипность действий, стремление к шаблону, использование привычных действий, несмотря на их несоответствие новым условиям.
Четвёртый компонент – устойчивость мышления, создающая возможность относительно длительной напряжённой мыслительной деятельности при решении задач. Ученик с устойчивым мышлением может задержаться на выделенных им существенных признаках анализируемой ситуации, ориентироваться не на один, а одновременно на ряд признаков. Дети с пониженной обучаемостью имеют низкую умственную работоспособность, неустойчивость их мышления наиболее ярко проявляется при решении проблемных задач, требующих интеллектуального напряжения, и в значительно меньшей мере – при решении знакомых задач, когда используются уже усвоенные знания и отработанные действия.
Пятый компонент обучаемости – самостоятельность в решении проблем и восприимчивость к помощи. Ученики с высокой обучаемостью дифференцируются по степени самостоятельности решения проблемной задачи, ученики с низкой обучаемостью – по объёму помощи со стороны взрослого, необходимой им для решения задачи, решить которую они не могут самостоятельно. Последнее положение возвращает нас к понятию «зона ближайшего развития», введённого Л.С. Выготским. Здесь важна мера помощи, оказываемой ребёнку: чем меньше помощь, требуемая для достижения цели, тем больше зона ближайшего развития и тем выше способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость. [4, с. 58 - 60]
Обучаемость не следует смешивать с умственным развитием. С высоким уровнем развития иногда может сочетаться низкая обучаемость, компенсируемая старанием и трудолюбием. Умственное развитие может достигать с возрастом высокого уровня, в то время как обучаемость может сохраняться более или менее постоянной длительной время.
Раскрывая содержание этого понятия, исследователи подчёркивают необходимость различать общую обучаемость и специальную. Первая проявляется при обучении всем учебным предметам, вторая обнаруживается лишь при изучении какого-то одного.
Н.А. Менчинская и её сотрудники подчёркивают, что важнейшими среди психических процессов, накладывающими отпечаток на обучаемость школьника, являются особенности его мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают в школе. [3, с. 77 - 78]
Успеваемость — это качественная характеристика результатов освоения учебной программы.
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости. Современный толковый словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности.. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мер.
Учет успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, как ученики воспринимают изучаемое, овладевают умениями применять знания, как осмысливают, запоминают, переживают процесс овладения ими. Оценка успехов ориентирует учащихся как относительно уровня их достижений в учебной деятельности, так и в развитии необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.
Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективно правильной, т. е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся.
В педагогике существует мнение, что желание получить высокие баллы обязательно порождает погоню лишь за отметками и безразличие к самим знаниям. Это имеет место лишь при неправильной постановке учета успеваемости, в условиях преувеличенного внимания к оценкам со стороны родителей, учителей, когда оценки используются в качестве приманки или угрозы для ученика. Если же оценка будет естественным следствием нормально протекающего процесса обучения, учет успеваемости не может вызвать такого неправильного к нему отношения детей.
Информация о работе Обучаемость. Её соотношение с умственным развитием