Общие понятия об общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:04, реферат

Описание работы

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы всвоих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20-ти сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы.

Содержание

1. Введение
2. Общие понятия об общении.
3. Речь и язык как средство общения.
4. Невербальные средства в межличностном общении (мимика, пантомимика, интонация, поведение)
5. Психологические особенности межличностных отношений.
6. Заключение.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ.docx

— 57.91 Кб (Скачать)

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые  чувства, например энтузиазм, радость  и недоверие, обычно передаются высоким  голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком  диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с  понижением интонации к концу  каждой фразы.

Скорость речи также  отражает чувства. Человек говорит  быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего  свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных  органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос  «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно  воздействовать на эмоции. Для этого  рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос  непроизвольно снижается.

Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем  вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает  лишь 80% той информации, которой хотел  поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой  информации.

 

  1. Психологические особенности межличностных отношений.

 

Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) людей  — это субъективные связи, возникающие  в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Они формируются  не только в процессе прямого взаимодействия и совместной деятельности людей, влияя  на их ход и результаты, но и через  личностное отношение к труду, другим индивидам, самому себе.

Межличностные отношения  реализуются через проявление оценочных  суждений, эмоциональных переживаний  и конкретного поведения. Оценочный  компонент межличностных отношений  предполагает определение человеком  того, что ему нравится или не нравится во взаимодействии с другими  людьми. Эмоциональные переживания  порождают определенный настрой  психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение отражает или определяет дальнейшие перспективы Продолжения  или прекращения сотрудничества.

 

К главным параметрам, задающим содержание межличностных отношений, как правило, относят:

•  дистанцию между  партнерами или степень их психологической  близости (близкую, далекую);

•  оценку отношений (позитивную, негативную, противоре. чивую, безразличную);

•  позицию партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

•  степень знакомства (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001).

 

Многое в проявлении взаимоотношений зависит от ролей, которые человек играет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и т.д. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами и обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.). Многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

Активные роли обусловливаются  конкретной социальной ситуацией и  исполняются в данный момент времени (например, учитель на уроке). Латентные  роли не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель  дома). Поскольку каждый человек, как  правило, входит в разнообразные  социальные группы, в которых он не может находиться одновременно,, он имеет большое количество латентных социальных ролей.

Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а  приобретенные лют усваивают в процессе социализации.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой  устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически  опредяются возрастом и полом человека и не требуют особых ИЛИЙ для их приобретения.

Каждая роль несет в  себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, например, по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

формализация роли определяется спецификой межличностных отношений  ее носителя. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между  людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, —  только неформальных; третьи могут  сочетать в себе оба этих отношения.

Мотивация роли зависит  от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе  своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Через межличностные отношения  и общение индивид опосредованно  включается в систему общественных отношений. Если у ребенка такое  включение происходит через ближайшее  окружение, то у взрослого границы  значительно расширяются. Он непосредственно, а не только через межличностные  отношения и общение, становится частью разнообразных общественных отношений, их носителем. Взаимоотношения  складываются и протекают в условиях взаимодействия большого числа людей. Отбор партнеров для общения  и выполнения какой-либо деятельности — сложный процесс и зависит  как от общей атмосферы в группах  взаимодействующих людей, так и  от психологических особенностей их самих.

Проблема межличностных  отношений лежит на стыке интересов  и взаимовлияния общей и социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая  всех общественных отношений человека, являются наиболее близкими личности и задачам ее формирования. Неофициальность, личностная значимость, эмоциональная  насыщенность и связь с интимными сторона-Ми жизни, высокая вовлеченность создают основу для глубокого влияния межличностных взаимоотношений на личность.

Существует сложная  система зависимости некоторых  параметров межличностных отношений  от характерологических, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических  особенностей личности. Так, устойчивые парные дружеские отношения и  взаимодействия приводят к изменению  некоторых личностных свойств партнеров, сделав их сходными гю ряду параметров. Межличностная взаимная неприязнь, наоборот, сохраняет различия между партнерами по этим параметрам. Выявлено также влияние сходства-различия реальных личностных характеристик партнеров (ценностных ориентации, интересов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинамики) на образование и развитие парных дружеских отношений.

В силу взаимного характера  межличностных отношений в их регулировании принимают участие  три таких мотивационных компонента, как «я хочу», «я могу» и «надо». Личного желания («я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («я могу» удовлетворить  потребность другой личности). Наконец, третий момент —«надо» —есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений. «Надо—не надо», представляя собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.

Еще одной более общей  характеристикой межличностных  отношений является их привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатия-антипатия и притяжение-отталкивание. Если симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.

Притяжение-отталкивание как одно из составляющих межличностной  привлекательности в основном связано  с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда, определяется с переживанием симпатии-антипатии (эмоциональным  компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает часто  при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».

 

    1. Заключение.

 

Язык и речь – это  области коммуникативной деятельности человека. Они были предметом исследования практически всех направлений психологии, таких как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология и т.д. Все эти направления внесли определённый вклад в развитие проблемы. Теория социального научения к важнейшим формам способности подражать относит способность подражать звукам. В рамках данной теории овладение речью сводится к научению основным её элементам, а механизмами формирования речи выступают подражание и подкрепление. В рамках теории специфических задатков Н. Хомского раскрывается тезис о том, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Такие задатки складываются и проявляют себя наиболее ярко в сензитивном периоде для развития речи (от одного года до трёх). Согласно когнитивной теории Ж. Пиаже развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Язык понимается как  система знаков, которая служит средством  человеческого общения, речь же представляет собой исторически сложившуюся  форму общения людей посредством  языка. Основные функциями речи являются выражение, сообщение, обозначение, воздействие. В психологии принята дифференциация речи на несколько типов: внешняя  и внутренняя, устная и письменная.

Методы исследования речи человека охватывают различные области  проблемы. В первую очередь –  это исследование аудирования, оценка свойств слухового внимания, оценка свойств говорящего, определение темпо-ритмичес­ких особенностей речи и т.д.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности  получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

 

  1. Литература.
  2. http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/rech-i-obschenie

 

  1. http://www.studarhiv.ru/dir/cat8/subj40/file2420/view2420.html

 

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-261189.html?page=20

 

  1. http://psyera.ru/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshcheniya-804.htm

 

  1. http://shkolopedia.ru/view_socpsihol.php?id=20

 

  1. http://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/397-osobennosti-mezhlichnostnyx-otnoshenij-yunoshestva.html

 

  1. http://kref.ru/infopsikhologijasotsiologija/133115/1.html

Информация о работе Общие понятия об общении