Общие понятия об общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:04, реферат

Описание работы

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы всвоих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20-ти сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы.

Содержание

1. Введение
2. Общие понятия об общении.
3. Речь и язык как средство общения.
4. Невербальные средства в межличностном общении (мимика, пантомимика, интонация, поведение)
5. Психологические особенности межличностных отношений.
6. Заключение.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ.docx

— 57.91 Кб (Скачать)

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для психического развития ре­бенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онто­генеза. В это время все свои человеческие, психические и пове­денческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходи­мую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное нау­чение), а затем через словесные инструкции (вербальное науче­ние) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с тем, что  в  современном обществе гораздо  чаще в прямом, непосредственном общении  между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как  правило отдельными людьми.

 

 

    1. Речь и язык как средство общения.

 

При всей общности понятий  речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается  у человека в процессе его общения  с окружающими людьми, благодаря  которому он овладевает их языком. В  процессе общения речь приобретает  важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.

Люди говорят и пишут  на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык – это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность – это процесс общения людей посредством языка. Речь – это язык на службе у конкретного человека.

Язык и речь едины  в том, что отражают две стороны  одного и того же явления – общения  людей. Однако, испытывая потребность  в обмене мыслями с другими  людьми, человек использует тот или  другой язык, принадлежащий его народу. Язык – это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой  практическое использование людьми языка.

Язык – это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли; система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Язык нужен людям  не только для непосредственного  общения, но и для хранения опыта  многих поколений. Новорожденный ребенок  застает уже готовый язык, на котором  говорят окружающие его люди. В  процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом  общении и усваивает с его  помощью знания и умения.

Речь не существует вне  языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К «мертвым» языкам относятся латынь, древнегреческий, древнеславянский, и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка.

Речь тесно связана  с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли  других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная  связь речи и мышления проявляется  в значении слова. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах  определенные признаки, по которым  и осуществляется процесс обобщения  предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без  речи.

Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово  может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает  в жар и в холод, может нанести  тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует  не только на непосредственные впечатления  от вещей, но и на их словесные обозначения  как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят  от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного  содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они  не могут передать, от чего зависит  то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют  животным выражать свое состояние и сигнализировать о близости пищи, об опасности и т. д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

С усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и  отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий – высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Большое значение имеет  смысловая сторона речи, она находит  выражение не только в отдельных  словах, но и в их соотношении, в  системе слов, в которую слово  в данный момент включено и требует  единства речевого процесса.

 

Функции речи

Речь выполняет несколько  функций: коммуникативную, или функцию  сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.

Коммуникативная функция  состоит в том, что с помощью  слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно  связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением.

Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту сосну), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли (сосну вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Значение слова, точно так же, как и морфологический состав его, обусловлено историей развития языка. Изменения значений слов и грамматических форм речи зависят от ряда исторических условий развития общества.

Функция выражения проявляется  в том, что говорящий, сообщая  что-либо другим людям, выражает посредством  интонаций голоса – убыстрения и  замедления речи и других эмоциональных  средств – свое отношение к  сообщению. Так, грусть выражается медленным  темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и  понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями  по быстрому темпу речи, большей  связности речевых звуков и большей  звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.

Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также  интонаций говорящий побуждает  людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение –  все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой  являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь).

Следует отметить, что звуки  и начертания слов, будучи вначале  для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными  речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают  смысловое значение; становятся сигналами  непосредственных раздражителей, с  которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи  в дальнейшем укрепляются путем  постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер. Скажем, вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение, в них различают частоту  колебания воздушных звуковых волр, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Частота колебаний воздушных  волн ощущается как высота звука, их амплитуда – как сила или  громкость звука, а форма колебаний  – как тембр звука.

Различают периферический и центральный механизмы речи.

Произношение звуков речи обеспечивается периферическими механизмами  – функцией голосовых связок, органов  речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные  механизмы, главным образом различные  отделы коры больших полушарий головного  мозга.

При звучании устной речи необходимо учитывать различия в  тембре. Тембр речи играет роль в  ее выразительности, эмоциональной  окрашенности. При некоторых заболеваниях тембры речи и звука существенно  меняются, например при отдельных эндокринных заболеваниях. При неправильных положениях периферических органов речи страдает артикуляция. У ребенка в начальном периоде развития речи неправильное положение органов речи при произношении звука ведет к физиологическому косноязычию.

В процессах речи участвует  несколько анализаторов мозга –  двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь этих анализаторов меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи.

Речевая деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Физиологически речь означает образование  и функционирование второсигналъных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Вне деятельности коры головного  мозга речевой процесс невозможен. Речь несет информацию коре головного  мозга, но эта информация не локализуется в мозговом конце одного какого-либо анализатора. Она вызывает нервные  процессы и в других анализаторах. Деятельность второй сигнальной системы  всегда означает согласованную работу слухоречевого, зрительно-речевого и  речедвигательного анализатора.

 

Виды речи

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

 

Устная  речь

Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и  служит целям общения. В экспрессивной  речи, в ее содержании, темпе и  ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной  системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его  часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли  и т. д.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень  речевого и интеллектуального развития.

Показателем развития речи является активный словарь – запас  слов, которые употребляет человек  в своей речи. Пассивный словарь  – это запас слов, которыми человек  сам не пользуется в общении с  людьми, но способен понять в чужой  речи.

У некоторых больных  речь становится обедненной. Так, нередко  бывает при поражениях лобных долей  мозга, при агрофических заболеваниях мозга (Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно  обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных  слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят  от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом  в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое  значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность  устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому  или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый  ответ ученика, доклад и т. п.

Монологическая речь имеет  большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более  строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет  сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности  по сравнению с диалогической  речью, ее развернутые формы в  онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений  беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим  монологический характер.

Информация о работе Общие понятия об общении