Общие понятия об общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:04, реферат

Описание работы

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Птицы поднимают крик в случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых они подзывают и распознают потенциальных партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы всвоих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20-ти сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы.

Содержание

1. Введение
2. Общие понятия об общении.
3. Речь и язык как средство общения.
4. Невербальные средства в межличностном общении (мимика, пантомимика, интонация, поведение)
5. Психологические особенности межличностных отношений.
6. Заключение.
7. Литература.

Работа содержит 1 файл

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ.docx

— 57.91 Кб (Скачать)

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ

 

 

План:

  1. Введение
  2. Общие понятия об общении.
  3. Речь и язык как средство общения.
  4. Невербальные средства в межличностном общении (мимика, пантомимика, интонация, поведение)
  5. Психологические особенности межличностных отношений.
  6. Заключение.
  7. Литература.

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых  они общаются. Птицы поднимают  крик в случае опасности, и у них  есть особые песни, с помощью которых  они подзывают и распознают потенциальных  партнеров, когда для этого приходит время. Пчелы всвоих ульях исполняют особые танцы, благодаря которым, как выяснили этологи, они сообщают другим пчелам о направлении и расстоянии до источника нектара. У некоторых стадных обезьян существует более 20-ти сигналов с вполне определенным значением. Когда опасность грозит с воздуха, эти обезьяны издают одни крики, а когда с земли – другие. Каждый из этих сигналов имеет значение для выживания группы.

Однако во всех этих случаях  сигналы лишь запускают какие-то врожденные поведенческие реакции. Иными словами, они связаны с  конкретной ситуацией, на которые животные из сообщества реагируют более или  менее “механически”. Такого рода сигналы есть и у человека. Очевидными примерами этого служат крики  боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.

Но человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому  с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых  или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным  опытом говорящего.

Однако главное, что  ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения - это способность  ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного  языка неограниченное количество речевых  сигналов, которые в большинстве  случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут  иметь для него и для окружающих определенное значение.

Необходимым условием такой  лингвистической компетенции служит неявное (имплицитное) знание закономерностей  языка, до сих пор представляющее собой загадку для специалистов.

 

Эти закономерности языка  касаются трех основных сторон речи:

- фонологии, или знания  звуков языка;

- синтаксиса, или понимания  взаимосвязи и комбинации между  словами, из которых построена  фраза;

- семантики, т.е. понимания  значения слова и фраз.

 

Задача психолингвиста состоит в том, чтобы понять, каким образом на основе этих трех типов закономерностей язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми. Что же касается специалистов в области языковой психологии, то их больше интересует, каким образом человек более или менее эффективно общается на своем языке.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности  получать и передавать большое количество информации, в частности такое, которое  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Без письменной речи человек был  бы лишен возможности узнать, как  жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.

 

 

    1. Общие понятия об общении.

 

Рассматривая образ  жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в  нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов – деятельность. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные фор­мы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В  общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.                            

Содержание — это информация, которая в меж-индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.

У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от ка­кого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны  отличия средств общения. Последние  можно определить как способы  кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые  изобре­тены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами н продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмеи действиями, операциями, умениями, навыками).

При материальном общении  субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством  удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают  влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга  в определенное физическое или психическое  состояние. Например поднять настроение или, напротив, испортить ег. а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение  имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям  в определенном направлении.

 Иллюстрацией когнитивного  и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными вида­ми познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъек­та к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

По целям общение  делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение пре­следует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

По средствам общение  может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью  естественных органов, данные живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые  связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей  в самом акте общения, их общение  в тех случаях, когда они видят  и непосредственно реагируют  на действия друг друга. Косвенное общение  осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

 Среди видов общения  можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир, В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, которые глубоко затрагивают личность человека.

Инструментальным  можно  назвать общение, которое не явля­ется самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетво­рения от самого акта общения.; Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение  не существует как обособленный процесс  или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Важнейшими видами общения  у людей являются вербальное и  невербальное. Невербальное общение  не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это  общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные  или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и  другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

 Общение имеет огромное  значение в формировании человеческой  психики, ее развитии и становлении  разумного, культурного поведения.  Через общение с психологически  развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек  приобретает все свои высшие  познавательные способности и  качества. Через активное общение  с развитыми личностями он  сам превращается в личность.

Информация о работе Общие понятия об общении