Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:48, доклад
Функции общения. Наиболее очевидной является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семантическая (смысловая) сторона общения. Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика общения в том, что это средство взаимодействия психических миров различных людей. Отсюда ясна роль общения в достижении максимума в развитии психики человека. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир других людей. Вот почему уровень овладения общением практически важен для правильного построения отношений. В целом можно выделить: информационную (получение сведений), познавательную (активный поиск сведений, их "добывание"), управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
• Речь идет о состоянии, когда у человека есть много энтузиазма для достижения той цели, к которой он стремится. Руки на бедрах - это первый признак готовности. Его можно часто видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди.
• Сидя на краю стула - положение человека, ориентированного на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.
• Опора на стол широко расставленными руками - это сильный призыв:
• "Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть, что сказать! ". Не надо мешать человеку в такой позиции высказываться.
Фрустрация
• Короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и так далее. Разозленные люди обычно начинают коротко дышать и пропускать воздух через ноздри с такой силой, что раздается что-то типа храпа. Тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает коротко дышать, и продолжает гнуть свое, может столкнуться с серьезными неприятностями, особенно если это его начальник.
• Тесно сцепленные руки. Это жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Но иногда мы видим, что при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга - это уже означает потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке.
• Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него.
Доверие
• Здесь в первую очередь нужно смотреть за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам, - типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и тому подобное. Гордая, прямая поза, которую можно часто видеть у того, кто многого достиг и знает, чего он хочет, также ясный показатель доверия.
•
"Купол" - пальцы соединяются наподобие
купола храма, это означает доверительность,
но часто некоторое
• Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - авторитарная поза. Так часто стоят полицейские, таможенники, высшие руководители.
• Возвышение себя - это передает доминантность и превосходство. Боги раньше изображались как небожители. Судья сидит на возвышении. Если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать, - это физически подняться над этим человеком, сесть выше, когда вы оба сидите, или встать.
Нервозность
• Покашливание, прочищение горла - некоторые делают это так часто, что это становится привычкой. Многие из них - нервные люди.
• Курение сигарет. Вопреки распространенному мнению, курильщики не закуривают в минуту наибольшего напряжения, а гасят их или оставляют догорать, не куря. Лишь, когда напряжение спадает, они зажигают сигарету.
• Рука прикрывает рот - еще Дарвин описывал это, как жест удивления. Но иногда его можно увидеть, и когда человек, сказав что-то, сам удивлен или сожалеет об этом, как если бы он хотел перекрыть поток слов. Юристы подтверждают, что этот жест передает эмоции, изменяющиеся от сомнения в себе до явной лжи.
• Другой вариант - когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук - расположена прямо перед ртом. Человек сохраняет эту позу не только пока говорит , но и пока слушает.
• Позванивание монетами в кармане.
• Подергивание себя за ухо.
Скука - беспокойство
• Постукивание по столу или по полу ногой, сюда относится щелканье колпачком ручки и тому подобное - все это жесты беспокойства.
• Голова в руке, то есть голова лежит в ладони, глаза полуприкрыты . Этот человек не старается скрыть свою скуку.
• Машинальное рисование на бумаге - интерес человека при этом снижается.
• Пустой взгляд ("я смотрю на вас, но не слушаю"). Верный признак того, что человек спит с открытыми глазами, - отсутствие какого-либо движения вообще.
• Это крайняя степень скуки или полное безразличие. И еще несколько жестов:
• Руки, прикладываемые к груди, - известный в течение тысячелетий, еще со времен Древнего Рима, жест честности и открытости.
• Жест прикосновения. Те, кто касается другого или берет его за плечо или руку, обычно хотят прервать его или подчеркнуть что-то.
• Приближение к другому человеку - желание быть ближе к нему или желание работать вместе над рассматриваемым вопросом. Надо только замечать, если партнер начинает отодвигаться - тогда ему это не хочется.
• Потирание ладоней означает ожидание. Другой жест, не такой очевидный -м едленное вытирание влажных ладоней о ткань. Здесь говорят уже не столько ожидания и надежды, сколько нервозности.
Невербальные значения могут меняться в зависимости от того, когда, где, кто и как использует жест. Рассмотрим кластеры жестов в определенных деловых ситуациях.
Начальник и подчиненный
Желание занимать главенствующее положение может выразиться уже в первом рукопожатии. Если кто-то твердо схватывает вашу руку и поворачивает ее так, что его рука оказывается прямо над вашей, то он пытается добиться физического доминирования. Если же он поворачивает вашу руку наоборот, в том числе уже протягивает свою руку ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного.
В общении начальник - подчиненный часто встречаются жесты типа "захват территории" (ноги на стол), возвышения (начальник встает над сидящим подчиненным). Если подчиненный не понял и этого, то начальник может встать или взять папку с бумагами, раскрыть ее и посоветовать тому идти заниматься своими делами. Не стоит доводить дело до этой стадии.
Клиент и профессионал
Большинство клиентов хочет, кроме помощи, получить эмпатию со стороны профессионала, поскольку считает, что тот, кто "не почувствует" их проблему, вряд ли сможет ее разрешить.
Каковы же жесты в отношениях клиент - профессионал? Это должно быть со стороны профессионала явное, заметное свидетельство того, что он с равным вниманием слушает все, что бы ни рассказывал клиент. Кроме того, хорошо подходят позы оценки - голова опирается на руку, поза мыслителя и тому подобные, автоматически принимаемые многими профессионалами. Правда, не надо забывать, что эти позы неадекватны общению между самими профессионалами, где они кажутся критичными и подозрительными.
Наклон в сторону клиента выражает интерес. Отрицательный образ -п рофессионал сидит, откинувшись назад, соединив пальцы в "купол", и от клиента его отгораживает огромный стол.
Даже если клиент похож на растерявшегося ребенка, ни в коем случае не стоит занимать родительской позиции, выражавшейся, в частности, в вопросах: "Вы следите за моей мыслью? ", "Это вы ясно поняли ?"
В заключение привожу реальный пример, когда использование языка жестов оказалось весьма полезным.
А что могло бы произойти, если бы руководитель отдела сбыта, оказавшись из-за отсутствия тренировки менее восприимчивым, не заметил бы реакции своего собеседника и продолжал бы увлеченно расхваливать свой товар?