Общение в системе межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей. Задача работы раскрыть специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.
При работе над рефератом использован метод простого анализа.
В процессе изучения темы использованы книги по психологии таких авторов как Б. П. Блонский, Г. М. Андреева, А. Н. Леоньева, А. В. Петровский и др. Учебники данных авторов полностью раскрывают теорию межличностных отношений.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..Стр.3

Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………………….Стр. 4

1.1. Задачи межличностного взаимодействия………………………………..Стр. 4
1.2. Межличностные отношения……………………………………………...Стр. 5

Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …………………...Стр. 7

2.1. Межличностное общение…………………………………………………Стр. 7
2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………………Стр. 8
2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………………..Стр. 9
2.4. Психология межличностного воздействия……………………………..Стр. 12

Заключение …………………………………………………………………....Стр.14

Библиографический список использованной литературы. ……………………….Стр.15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ (Психология).doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Как  видно из определений, идентификация   и  эмпатия  очень  близки  по содержанию и часто  в  психологической  литературе  термин  «эмпатия»  имеет расширительное  толкование  —  в  него  включаются  процессы  понимания  как мыслей, так и чувств партнера  по  общению.  При  этом,  говоря  о  процессе эмпатии,  нужно  иметь  в  виду  и  безусловно  положительное  отношение   к личности. Это означает два момента:

      а) принятие личности человека в целостности;

      б)  собственная   эмоциональная  нейтральность,  отсутствие   оценочных суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).

      Рефлексия  в проблеме понимания друг  друга — это  осмысление  индивидом того, как он воспринимается  и понимается  партнером по  общению.  В ходе взаимного  отражения  участников  общения  рефлексия  является  своеобразной обратной связью, которая способствует  формированию  и  стратегии  поведения субъектов общения, и коррекции их понимания  особенностей  внутреннего  мира друг друга.

      Еще   одним  механизмом  понимания   в  общении  является  межличностная аттракция. Аттракция (от англ. —  притягивать,  привлекать)  —  это  процесс формирования  привлекательности  какого-то  человека  для   воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В  настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как  формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и  о  своих  межличностных взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как  своего  рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

      Рассмотренные  классификации функций общения,  естественно, не исключает друг друга. Более того, существуют  еще  и  другие  варианты  классификаций. Это, в свою очередь,  предполагает,  что  феномен  общения  как  многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

 

                 2.4. Психология межличностного воздействия

 

      Сущность психологического  воздействия сводится  к взаимному обмену информацией  и  взаимодействию.  С  содержательной  стороны  психологическое воздействие Может быть педагогическим, управленческим, идеологическим  и  т. д.  и  осуществляться  на  разных  уровнях  психики:   на   осознаваемом   и неосознаваемом.

      Субъект   психологического   воздействия   может   выступать   в   роли организатора,  исполнителя  (коммуникатора)  и  даже  исследователя   своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от  пола,  возраста, социального статуса и многих Других составляющих  субъекта,  а  главное,  от его  профессиональной  и   психологической   подготовленности   к   оказанию воздействия на партнера по общению.

      Субъект  межличностного воздействия:

      - изучает  объект и ситуацию, в которой  осуществляется воздействие;

      - выбирает  стратегию, тактику и средства  воздействия;

      - учитывает  поступающие от объекта сигналы  об  успешности-неуспешности

воздействия;

      - организует противодействие объекту (при  возможном  контрвоздействии

объекта на субъект) и  т. д.

      В   том  случае,  если  реципиент   не  согласен  с   предлагаемой   ему информацией и стремится снизить эффект  оказываемого  на  него  воздействия, коммуникатор имеет  возможность  использовать  закономерности  рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

      Объект  межличностного  воздействия   (реципиент),   будучи   активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию  и может не соглашаться  с  субъектом,  а  в  отдельных  случаях,  осуществлять контрвоздействие  на  коммуникатора.  Объект  соотносит   предлагаемую   ему коммуникатором информацию с имеющимися у  него  ценностными  ориентациями  и своим жизненным опытом, после  чего  принимает  решения.  К  характеристикам объекта, влияющим на  эффективность  воздействия  на  него,  относятся  пол, возраст,   национальность,   профессия,   образование,   опыт   участия    в коммуникационном обмене и другие особенности.

      Процесс  межличностного психологического  воздействия (влияния),  будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику,  средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.  Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели  психологического воздействия  на  реципиента.  Тактика  —  это  решение  промежуточных  задач психологического   воздействия,    посредством    использования    различных психологических приемов.

      В социальной  психологии  выделяют  вербальные  (речь)  и  невербальные (паралингвистические)   особенности   средств   воздействия.    К    методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а  также внушение,  заражение  и  подражание  (на  неосознаваемом  уровне   психики). Последние  три   метода   относятся   к   социально-психологическим.   Формы межличностного воздействия  могут  быть  речевые  (письменные  и  устные)  и наглядные.   Система   аргументации   предполагает   как   мировоззренческие (абстрактные)  доказательства,  так   и   сведения   конкретного   характера (цифровая   и    фактологическая    информация    легче    запоминается    и сопоставляется).  Желательно  учитывать  принципы  отбора   и   предъявления информации — доказательность и  удовлетворение  информационных  потребностей конкретного  объекта,  а  также  коммуникационные  барьеры  (познавательные, социально-психологические и др.)

      Критерии   эффективности   воздействия   делятся   на   стратегические (отсроченные в перспективе,  например  мировоззренческие)  и   тактические (промежуточные),  которыми  руководствуются   непосредственно   в   процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика  и  др.).  В  качестве промежуточных критериев  эффективности  межличностного  воздействия субъект может   использовать   изменение    психофизиологических,    функциональных, паралингвистических,     вербальных,      проксемических,      поведенческих характеристик объекта. Использование  критериев  желательно  осуществлять  в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

      Условия  воздействия включают место и  время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

      Если  общение не является фактическим,  оно  обязательно имеет или во всяком случае предполагает  некоторый  результат  –  изменение  поведения  и деятельности   людей.   Такое   общение    выступает    как    межличностное взаимодействие,  т.  е.   совокупность   связей   и   взаимовлияний   людей, складывающихся  в  процессе  их   совместной   деятельности.   Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых  в  времени реакций людей на действия  друг  друга:  поступок  индивида  А.,  изменяющий поведение Б., вызывает с  его  стороны  ответные  реакции,  которые  в  свою очередь воздействуют на поведение А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Общение  имеет огромное значение в  формировании  человеческой  психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к  научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности  и  качества. Через  активное  общение  с  развитыми  личностями  он  сам  превращается  в личность.

 

      Если  бы с рождения человек был  лишен возможности общаться с  людьми, он никогда  не  стал  бы  цивилизованным,  культурным  и  нравственно  развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен  оставаться  полуживотным,  лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека.

 

      Особенно  большое значение для психического  развития ребенка имеет  его общение со взрослыми на ранних этапах  онтогенеза.  В  это  время  все  свои человеческие, психические и  поведенческие  качества  он  приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения  в  школе,  а еще более определенно — до  наступления  подросткового  возраста,  он  лишен способности  к  самообразованию  и  самовоспитанию.   Психическое   развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности,  который возникает в онтогенезе и благодаря которому  младенец  получает  необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через  прямое подражание  (викарное  научение),  а  затем   через   словесные   инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

 

      Общение  составляет внутренний механизм  совместной деятельности  людей, основу межличностных  отношений.  Возрастание  роли  общения,  важности  его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в  прямом, непосредственном  общении  между  людьми  вырабатываются  решения,   которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список использованной литературы

 

      1. Андреева  Г. М. Социальная психология. —  М: Изд-во МГУ, 1988.

      2. Бодалев  А. А. Восприятие и понимание  человека  человеком.  —    М.: Изд-во  МГУ, 1982.

      3. Бодалев А.  А.  Личность  и общение:  Избранные труды.  —   М.: Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и  общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.

      5. Знаков  В. В. Понимание в познании  и общении / РАН. —  М.:  ИП  РАН, 1994.

      6. Кон  И. С. Дружба: Этико-психологический очерк.  —  М.:  Политиздат, 1987.

      7. Леонтьев  А. А. Общение как объект  психологического исследования  // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.  В.  Шорохова.  —    М.: Наука, 1975. — 295 с.

      8. Леонтьев  А. А. Проблемы развития психики. —  М.:  Наука,  1985. 

      9. Ломов Б. Ф. Методологические и  теоретические  проблемы  психологии  /  Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.

      10. Обозов  Н. Н. Межличностные отношения.  — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 

      11. Панкратов В. Н. Уловки  в спорах  и их  нейтрализация.  — М.:  Рос.  пед. агентство, 1996.

      12.  Проблемы  общения  в  психологии:  Сборник  статей  /  АН,   Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.

      13. Парыгин  Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

      14.  Петровская   Л.   А.   Компетентность   в   общении:   социально- психологический тренинг. М., 1983.

      15. Межличностное  восприятие и понимание  //  Современная  психология: Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М,  1999.

      16. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

      17. Лунев  П. А. Как стать хозяином  положения.  Анатомия  эффективного

общения. Руководство  практического психолога / ИП РАН. —  М., 1996.

      18.   Теоретические    и    методологические    проблемы    социальной

психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.

      19. Шибутани  Т. Социальная психология. М., 1968.

      20. Яковлев  Б. Н. Отношения в трудовом  коллективе. М., 1983.

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Общение в системе межличностных отношений