Общение в системе межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей. Задача работы раскрыть специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.
При работе над рефератом использован метод простого анализа.
В процессе изучения темы использованы книги по психологии таких авторов как Б. П. Блонский, Г. М. Андреева, А. Н. Леоньева, А. В. Петровский и др. Учебники данных авторов полностью раскрывают теорию межличностных отношений.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..Стр.3

Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………………….Стр. 4

1.1. Задачи межличностного взаимодействия………………………………..Стр. 4
1.2. Межличностные отношения……………………………………………...Стр. 5

Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …………………...Стр. 7

2.1. Межличностное общение…………………………………………………Стр. 7
2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………………Стр. 8
2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………………..Стр. 9
2.4. Психология межличностного воздействия……………………………..Стр. 12

Заключение …………………………………………………………………....Стр.14

Библиографический список использованной литературы. ……………………….Стр.15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ (Психология).doc

— 108.00 Кб (Скачать)

 

     

 

 

 

 

 

 

Глава II. Психология общения  и межличностные отношения

2.1. Межличностное общение

 

      Категория «общение»  является одной из  центральных  в  психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение»,  «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным,  если дать одно из типичных определений межличностного общения. В  соответствии  с этим определением, межличностное общение —  это  процесс  взаимодействия  по крайней мере двух лиц, направленный на  взаимное  познание,  установление  и развитие  взаимоотношений  и  предполагающий  взаимовлияние  на   состояния, взгляды, поведение и  регуляцию  совместной  деятельности  участников  этого процесса.

      За последние 20-25  лет  изучение  проблемы  общения   стало  одним  из ведущих направлений исследований  в  психологической  науке,  и  особенно  в социальной психологии. Ее перемещение в центр  психологических  исследований объясняется изменением методологической ситуации,  отчетливо  определившейся в  социальной  психологии  в  последние   два   десятилетия.   Из   предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип  изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

      Общение —   реальность  человеческих  отношений,  предполагающая  любые формы совместной деятельности людей.

      Общение не является  предметом  только  психологического  исследования, поэтому   с   необходимостью   встает    задача    выявления    специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи  общения  с деятельностью   является   основополагающим;   одним   из   методологических принципов раскрытия  этой  взаимосвязи  является  идея  единства  общения  и деятельности. Исходя из этого принципа под  общением  понимается  реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы  совместной  деятельности

людей.

      Однако характер  этой связи понимается по-разному.  Иногда  деятельность и общение рассматриваются как две  стороны  социального  бытия  человека;  в других  случаях  общение  понимается  как  элемент  любой  деятельности,   а последняя рассматривается как условие  общения.  И  наконец,  общение  можно интерпретировать как особый вид деятельности.1

      Необходимо отметить, что  в  подавляющем  большинстве   психологических трактовок деятельности основу  ее  определений  и  категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие  все-таки  лишь одну  сторону  социального  бытия  человека.  В  связи  с   этим   возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей  другую,  не  менее существенную сторону  социального  бытия  человека,  а  именно  —  отношений «субъект-субъект(ы)».

      Здесь  можно   привести  мнение  В.  В.   Знакова,   которое   отражает существующие  в  современной  отечественной   психологии   представления   о категории общения: «Общением я  буду  называть  такую форму взаимодействия субъектов,  которая   изначально   мотивируется   их   стремлением   выявить психические качества друг друга и в ходе которой  формируются  межличностные отношения  между  ними...   Под   совместной   деятельностью   далее   будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное  общение  людей  подчинено

общей цели — решению конкретной задачи.

      Субъектно-субъектный  подход  к   проблеме   взаимосвязи   общения   и деятельности преодолевает  одностороннее  понимание деятельности  лишь  как субъект-объектного  отношения.  В  отечественной  психологии   этот   подход реализуется посредством  методологического  принципа  общения  как  субъект- субъектного взаимодействия, теоретически и  экспериментально  разработанного Б. Ф. Ломовым (1984)  и  его  сотрудниками.  Рассматриваемое  в  этом  плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности  субъекта.  Ее результат  —  не   столько   преобразованный   предмет   (материальный   или идеальный), сколько отношения человека с  человеком,  с  другими  людьми.  В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен  деятельностью,  но и представлениями, идеями,  чувствами,  проявляется  и  развивается  система отношений «субъект-субъект(ы)».

      В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной  социальной  психологии  представлена  в  ряде  коллективных работ, цитированных выше, а также в  работах  «Психологические  исследования общения», «Познание и общение».

      В работе А.  В. Брушлинского и В. А. Поликарпова  (1990) наряду  с  этим дано критическое осмысление  данного  методологического  принципа,  а  также перечислены   наиболее   известные    циклы    исследований,    в    которых проанализирована вся многоаспектная  проблематика  общения  в  отечественной психологической науке.

 

             2.2. Структура общения в межличностных отношениях

 

      В  отечественной   социальной  психологии  проблема  структуры  общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса  на  данный момент   позволяет    выделить    совокупность    достаточно    общепринятых представлений о структуре общения (Андреева Г. М., 1988; Ломов Б. Ф.,  1981; Знаков   В.   В.,   1994),   выступающих   общеметодологическим   ориентиром организации исследований.

      Под структурой  объекта в науке понимается  порядок  устойчивых  связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих  его  целостность  как явления при внешних и внутренних изменениях. К  проблеме  структуры  общения можно  подойти  по-разному,  как  через  выделение  уровней  анализа   этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно  выделяют  по крайней мере три уровня анализа (Ломов Б. Ф., 1984):

      1. Макроуровень: общение  индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая  сторона  его  образа  жизни.  На  этом  уровне  процесс   общения изучается в интервалах времени, сопоставимых  с  длительностью  человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития  индивида.  Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть  взаимосвязей  индивида  с  другими людьми и социальными группами.

      2.  Мезауровень  (средний  уровень):   общение   рассматривается   как сменяющаяся совокупность целенаправленных  логически  завершаемых  контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в  процессе  текущей жизнедеятельности на конкретных  временных  отрезках  своей  жизни.  Главный акцент  в  изучении  общения  на  этом  уровне  делается  на  содержательных компонентах ситуаций общения - «по поводу чего» и «с  какой  целью».  Вокруг этого  стержня  темы,  предмета  общения  раскрывается   динамика   общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы,  или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями,  идеями, переживаниями.

      3. Микроуровень: здесь главный акцент делается  на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов,  или  трансакций.  Важно  подчеркнуть, что  элементарная  единица   общения   —   это   не   смена   перемежающихся поведенческих актов его участников, а их  взаимодействие.  Она  включает  не только действие одного и партнеров, но и  связанное  с  ним  содействие  или противодействие другого (например «вопрос-ответ», «побуждение к  действию  - действие», «сообщение информации отношение к ней» и т. п.).1

      Каждый  из перечисленных уровней анализа  требует специального теоретико- методологического  и  методического  обеспечения,  а также своего  особого понятийного аппарата. И поскольку  многие  проблемы  психологии  комплексны, встает задача  разработки  способов  выявления  взаимосвязей  между  разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

 

               2.3. Функции общения в межличностных отношениях

 

      Под  функциями общения понимаются  те роли и задачи,  которые   выполняет общение   в   процессе   социального   бытия   человека.   Функции   общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

      Одним  из общепринятых оснований   классификации  является  выделение   в общении трех взаимосвязанных  сторон  или  характеристик  —  информационной, интерактивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии  с  этим выделяются  информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная   и аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

      Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией  в человеческом общении имеет  свою  специфику.  Во-первых,  мы  имеем  дело  с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом  (в отличие  от   технического   устройства).   Во-вторых,   обмен   информацией обязательно  предполагает  взаимодействие   мыслей,   чувств   и   поведения партнеров. В-третьих,  они  должны  обладать  единой  или  сходной  системой кодификации/декодификации сообщений.

      Передача  любой  информации  возможна  посредством  различных  знаковых систем.  Обычно  различают   вербальную   (в   качестве   знаковой   системы используется речь) и невербальную  (различные  неречевые  знаковые  системы)

коммуникацию.

      В свою  очередь, невербальная коммуникация  также имеет несколько форм:

- кинетику (оптико-кинетическая  система,  включающая  в себя  жесты, мимику, пантомиму);

- паралингвистику (система  вокализации голоса, паузы,  покашливания  и т. п.);

      - проксемику (нормы организации пространства  и времени в общении);

      - визуальное  общение (система контакта глазами).

      Иногда  отдельно рассматривается  как   специфическая  знаковая  система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению. 1

      Регуляционно-коммуникативная    (интерактивная)    функция     общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации  совместной деятельности людей в  процессе  их  взаимодействия.  Здесь  следует  сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и  общения  в социальной  психологии.  Понятие  взаимодействия  используется  двояко:  во- первых,  для  характеристики   действительных   реальных   контактов   людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе  совместной  деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в  ходе совместной деятельности, или шире — в процессе социальной активности.

      В   процессе  общения  как  взаимодействии   (вербальном,   физическом, невербальном) индивид  может  воздействовать  на  мотивы,  цели,  программы, принятие  решений,  на  выполнение  и  контроль  действий,  т.  е.  на   все составляющие деятельности своего партнера,  включая  взаимную  стимуляцию  и коррекцию поведения.

      Идентификация  — мысленный процесс уподобления  себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

      Аффективно-коммуникативная   функция  общения  связана   с   регуляцией эмоциональной   сферы   человека.   Общение   —    важнейшая    детерминанта эмоциональных состояний  человека.  Весь  спектр  специфически  человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей  —  происходит  либо сближение эмоциональных состояний, либо их  поляризация,  взаимное  усиление или ослабление.

      Можно  привести  другую  классификационную   схему  функций  общения,  в которой наряду  с  перечисленными  отдельно  выделяются  и  другие  функции: организация   совместной   деятельности;   познание   людьми   друг   друга; формирование   и   развитие   межличностных   отношений.    Отчасти    такая классификация дана в монографии В.  В.  Знакова  (1994);  познавательная  же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную  Г.  М.  Андреевой (1988).  Сопоставление двух  классификационных   схем   позволяет   условно включить  функции   познания,   формирования   межличностных   отношений   и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую  и многомерную (Андреева  Г.  М.,  1988).  При  изучении  перцептивной  стороны общения используется  специальный  концептуально-терминологический  аппарат,

включающий ряд понятий  и  определений  и  позволяющий  анализировать  разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

      Во-первых, общение невозможно без определенного  уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Понимание —  это  определенная  форма  воспроизведения объекта в  знании,  возникающая  у  субъекта  в  процессе  взаимодействия  с познаваемой реальностью (Знаков В. В.,  1994).  В  случае  общения  объектом познаваемой реальности является другой  человек,  партнер  по  общению.  При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение  в  сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга;  и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения.  Поэтому в общении целесообразно говорить не  вообще  о  социальной  перцепции,  а  о межличностной  перцепции  или   восприятии.   Некоторые   же   исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А.  А., 1965, 1983).

      Основными  механизмами  взаимопонимания  в  процессе  общения  являются идентификация,  эмпатия  и  рефлексия.  Термин   «идентификация»   имеет   в социальной   психологии   несколько   значений.   В   проблематике   общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру  по  общению с целью познать и понять его  мысли  и  представления.  Под  эмпатией  также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но  с  целью «понять» переживания и  чувства  познаваемого  человека.  Слово  «понимание» здесь используется в  метафорическом  смысле  —  эмпатия  есть  «аффективное понимание».

Информация о работе Общение в системе межличностных отношений