Общение в системе межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Целью является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей. Задача работы раскрыть специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.
При работе над рефератом использован метод простого анализа.
В процессе изучения темы использованы книги по психологии таких авторов как Б. П. Блонский, Г. М. Андреева, А. Н. Леоньева, А. В. Петровский и др. Учебники данных авторов полностью раскрывают теорию межличностных отношений.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..Стр.3

Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………………….Стр. 4

1.1. Задачи межличностного взаимодействия………………………………..Стр. 4
1.2. Межличностные отношения……………………………………………...Стр. 5

Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …………………...Стр. 7

2.1. Межличностное общение…………………………………………………Стр. 7
2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………………Стр. 8
2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………………..Стр. 9
2.4. Психология межличностного воздействия……………………………..Стр. 12

Заключение …………………………………………………………………....Стр.14

Библиографический список использованной литературы. ……………………….Стр.15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ (Психология).doc

— 108.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
Государственное бюджетное образовательное 
учреждение высшего профессионального образования 
«Нижегородский государственный педагогический университет» 
 
 

 

 

 

 

Отдел аспирантуры 
 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 
 
по дисциплине «Современные теории межличностного взаимодействия» 
на тему: Общение в системе межличностных отношений 
 
                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Медведев П.С. 
                                                         Проверила: к.п.н., доц. Коробкова Т.А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………..Стр.3

     

Глава I. Межличностное  взаимодействие…………………………………….Стр. 4

     

1.1. Задачи межличностного взаимодействия………………………………..Стр. 4

1.2. Межличностные отношения……………………………………………...Стр. 5

     

Глава II. Психология общения  и межличностные отношения. …………………...Стр. 7

     

2.1. Межличностное общение…………………………………………………Стр. 7

2.2. Структура общения  в межличностных отношениях……………………Стр. 8

2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………………..Стр. 9

2.4. Психология межличностного  воздействия……………………………..Стр. 12

     

Заключение …………………………………………………………………....Стр.14

     

Библиографический список использованной литературы. ……………………….Стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Взаимодействие человека с окружающим миром  осуществляется  в  системе объективных отношений, которые складываются между людьми в  их  общественной жизни.

       Объективные отношения и связи  неизбежно  и  закономерно  возникают  в любой реальной группе. Отражением  этих  объективных  взаимоотношений  между членами  группы  являются  субъективные  межличностные  отношений,   которые изучает социальная психология.

Основной   путь   исследования   межличностного    взаимодействия    и взаимодействия  внутри  группы  –   это   углубленное   изучение   различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав  данной группы. Никакая человеческая  общность  не  может осуществлять  полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт  между  людьми,  в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного  взаимопонимания.

Так, например, для  того, чтобы учитель мог обучить  чему-либо  учеников,  он должен вступить с ними в общение.

       Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

       В данном  реферате  рассматривается  общение  в  системе межличностных отношений и взаимодействия людей.

       Предметом работы является  определение места  общения  в структуре  межличностного  взаимодействия  и  взаимодействия  людей.  

Целью является  дать  характеристику  межличностного  взаимодействия   и   общения людей.  Задача  работы  раскрыть  специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.

      При  работе над рефератом использован метод простого анализа.

      В процессе изучения темы использованы книги по психологии таких авторов как Б. П. Блонский, Г. М. Андреева, А. Н. Леоньева,  А.  В. Петровский и др.  Учебники  данных  авторов полностью раскрывают  теорию межличностных отношений.

      Для   структурирования  многочисленных  результатов   исследований   по межличностному  взаимодействию  используется  системный  подход,  элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Межличностное  взаимодействие

1.1. Задачи межличностного  взаимодействия

 

      В   содержательном   плане   рассматриваются   три   основные   задачи межличностного  взаимодействия:   межличностное   восприятие   и   понимание человека, формирование межличностных отношений и  оказание  психологического воздействия.

      Понятие   «восприятие  человека  человеком»  недостаточно  для  полного познания  людей.  Впоследствии  к   нему   добавилось   понятие   «понимание человека», что предполагает подключение к  процессу  восприятия  человека  и других  познавательных  процессов.  Эффективность   восприятия   связана   с социально-психологической   наблюдательностью   —    свойством    личности, позволяющем  ей   улавливать   в   поведении   человека   малозаметные,   но существенные для его понимания особенности.

      Особенности  воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента,    состояния   здоровья,    установок,     опыта     общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

      С   возрастом   дифференцируются   эмоциональные   состояния.   Человек воспринимает окружающий его мир через  призму  своего  национального  образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения  те  люди,  которые  имеют  более  высокий   уровень   социального интеллекта, объектом познания является  как  физический,  так  и  социальный облик человека, восприятии фиксируется  первоначально  физический  облик,  к которому  относят  физиологические,  функциональные  и   паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся  рост, голова,   и   др.   Физиологические   характеристики   включают    дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д.  Функциональные  особенности  включают осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные)  особенности  общения включают  мимику,   жесты,   телодвижения.   Однозначные   эмоции   несложно дифференцировать,  а  смешанные   и   невыраженные   психические   состояния распознаются  гораздо  труднее.  Социальный  облик  предполагает  социальное оформление  внешности,  речевые,   паралингвистические,   проксемические   и деятельностные  характеристики.  Социальное  оформление  внешности  (внешний облик) включает одежду человека,  его  обувь,  пения  и  другие  аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к состоянию  между  общающимися и  их  взаимному  расположению.  Примером  из   художественной   литературы, демонстрирующим  умение  определять  по  особенностям   место   рождения   и профессию,  является  профессор  фонетики  Хиггинс  из  пьесы   «Пигмалион». Экстралингвистические  особенности  речи  предполагают  своеобразие  голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии  человека  социальные  особенности,  по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.1

      Процесс  познания человека включает механизмы,  искажающие представления о воспринимаемом,  механизмы  межличностного  познания,  обратную  связь  от объекта и условия, в которых происходит  восприятие.  Механизмы,  искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают  возможность  объективного

познания людей. Наиболее значимыми из них  являются:  механизм  первичности, или новизны (сводится  к  тому,  что  первое  впечатление  о  воспринимаемом влияет на последующее формирование образа  познаваемого  объекта);  механизм проекции  (перенос  на  людей  психических   особенностей   воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого  человека  к  одному  из известных  субъекту  типов  людей);  механизм  этноцентризма  (пропуск  всей информации   через   фильтр,   связанный   с   этническим   образом    жизни воспринимающего).

      Для  восприятия человека и его понимания субъект  неосознанно  выбирает различные механизмы  межличностного  познания.  Основным  является  механизм интерпретации  (соотнесения)  личностного  опыта  познания  людей  вообще  с восприятием  данного  человека.  Механизм  идентификации   в   межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект  также использует  механизм  каузальной  атрибуции  (приписывание   воспринимаемому определенных  мотивов  и  причин,  объясняющих   его   поступки   и   другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в  межличностном  познании включает осознание субъектом  того,  как  он  воспринимается  объектом.  При межличностном восприятии и понимании объекта существует  достаточно  строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания  (от  простых  к сложным).

      В ходе  межличностного познания субъект  учитывает поступающую к нему  по различным  сенсорным  каналам  информацию,  свидетельствующую  об  изменении состояния  партнера  по  общению.  Обратная  связь  от  объекта   восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую  функцию  в  процессе восприятия объекта.

      К условиям  восприятия человека человеком  относятся ситуации,  время   и место  общения.  Сокращение   времени   при  восприятии   объекта   снижает возможность воспринимающего  получить  достаточную  информацию  о  нем.  При длительном  и   тесном   контакте   у   оценивающих   начинают   проявляться снисходительность и фаворитизм.

 

                        1.2. Межличностные отношения

 

      Межличностные  отношения являются  составной   частью  взаимодействия  и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения  —  это  объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.  В  их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния  взаимодействующих  людей и  их  психологические  особенности.  В   отличие   от   деловых   отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

      Развитие  межличностных  отношений   обусловливается  полом,  возрастом, национальностью  и  многими  другими  факторами.  У  женщин   круг   общения значительно меньше, чем у мужчин. В  межличностном  общении  они  испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.  С.  Кон).  Для  женщин  более  значимы особенности, проявляющиеся  в  межличностных  отношениях,  а  для  мужчин  — деловые качества. В  разных  национальных  общностях  межперсональные  связи строятся с учетом положения человека в  обществе,  половозрастных  статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.1

      Процесс  развития межличностных отношений   включает  в  себя  динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

      Межличностные   отношения  развиваются  в   динамике:  они  зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего  могут  постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных  отношений  проходит  несколько этапов:  знакомство,  приятельские,  товарищеские  и дружеские   отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от  социокультурных  норм  общества. Приятельские  отношения  формируют   готовность   к   дальнейшему   развитию межличностных  отношений.  На  этапе   товарищеских   отношений   происходит сближение  взглядов  и  оказание  поддержки  друг  другу  (недаром   говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения  имеют

общее предметное содержание — общность интересов, целей  деятельности  и т.д. Можно выделить  утилитарную (инструментально-деловую)  и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

      Механизмом  развития межличностных отношений  является эмпатия —  отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет  несколько  уровней  (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает  когнитивную  эмпатию,  проявляющуюся  в виде  понимания  психического  состояния  другого  человека  (без  изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию  в форме не  только понимания состояния объекта, но и сопереживания  ему,  т.  е.  эмоциональную эмпатию. Третий уровень  включает  когнитивные,  эмоциональные  и,  главное, поведенческие  компоненты.   Данный   уровень   предполагает   межличностную идентификацию, которая является  мысленной  (воспринимаемой  и  понимаемой), чувственной (сопереживаемой)  и  действенной.  Между  этими  тремя  уровнями эмпатии  существуют   сложные   иерархически   организованные   взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как  субъекту, так  и  объекту  общения.   Высокий   уровень   эмпатийности   обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

      Условия  развития межличностных  отношений   существенно  влияют  на  их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению  с  сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро  заводятся  и так  же  быстро  прерываются.  Влияние   временного   фактора   различно   в зависимости  от   этнической   среды:   в   восточных   культурах   развитие межличностных отношений  как  бы  растянуто  во  времени,  а  в  западных  — спрессовано, динамично.

Информация о работе Общение в системе межличностных отношений