Общение между родителями и детьми старшего школьного возраста - как семейная ценность. Пути решения конфликтов в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:25, практическая работа

Описание работы

Цель :
Сформировать представление родителей о необходимости уважительного отношения к детям и полноценного общения с ними.
Показать родителям состоятельность адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
Сформировать представление родителей о необходимости конструктивного решения конфликтов.

Работа содержит 1 файл

формирование семейных ценностей5.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 «Общение между родителями и детьми старшего школьного возраста - как семейная ценность. Пути решения конфликтов в семье».

Разработал психолог – педагог Андрей Александрович  Родионов. 

Цель :

  1. Сформировать представление родителей о необходимости уважительного отношения к детям и полноценного общения с ними.
  2. Показать родителям состоятельность адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
  3. Сформировать представление родителей о необходимости конструктивного решения конфликтов.

Материалы:

  1. Бланк с напечатанными геометрическими фигурами, для определения типа личности родителя; по количеству родителей.
  2. Чистый лист бумаги для проведения теста М.Снайдера «Оцените самоконтроль в общении»; по количеству родителей.
  3. Чистый лист бумаги для проведения тренинга «Копилка родительской  взаимопомощи»
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Вступительное слово.
 

                                        «Слово – посредник  между вещественными и идеальными мирами»

                                        «Любите вашего ребенка  таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет…Результат  воспитания зависит не от степени  строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете!». (Бенджамин Спок). 
     

Сегодня мы с  вами встретились, для того чтобы обсудить очень интересную тему, волнующую как педагогов, так и родителей, а также наших детей. Знания, полученные при обсуждении данной проблемы, помогут Вам решать конфликты не только на уровне семьи, но и в повседневной жизни. «Оповещён, значит вооружён». Мы с вами сегодня постараемся вооружиться, но только не «для» войны, а для того чтобы наоборот не допустить её с помощью различных тактик, средств и способов общения и научимся конструктивно решать возникающие конфликты. Не для кого не секрет, что «стадия взросления» наших детей проходит нелегко и безболезненно и что общение между родителями и старшеклассниками не всегда имеет положительный знак.

       Для начала давайте проведём эксперимент. Перед вами четыре геометрические фигуры : квадрат, круг, треугольник и зигзаг. Посмотрите ,пожалуйста внимательно  на эти фигуры и выберите наиболее вам импонирующую. Мы ещё вернёмся к результатам теста по ходу собрания. 
 
 

         

         
 
 
 
 

  1. Диалог  на тему: «Кто же мы в общении?»
 
 
 

       Думаю, что начать наш диалог будет целесообразно  с описания  «возраста» старшеклассника, его физиологических и психологических особенностей.

       Л. И. Божович определяет  старший школьный возраст как юношеский, сосредотачивая всё своё внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формированию мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Другими словами этот период развития – заключительное звено в цепи непрерывного развития человека, происходящего с момента рождения и до возмужалости.

       В этот период заканчивается в основных чертах формирование телесной конституции. Нарастает мышечная масса. Заканчивается первый период полового созревания Головной мозг и высший отдел - кора - анатомически уже сформированы, но функциональное развитие продолжается.

       Учение в ранней юности продолжает играть ведущую роль. Сюда можно добавить и труд, который тоже является ведущим видом деятельности. Игровая деятельность тоже имеет немаловажное значение.

       В ранней юности происходит существенное изменение всех сторон личности  школьника, его потребностей, интересов, убеждений и идеалов. Именно в этот период юноша формируется как личность, готовая вступить в самостоятельную жизнь.

       Таким образом, мы с вами видим важность этого периода в развитии ребёнка. Ранняя юность для него это пора исканий, пора формирования серьёзных, глубоких, разносторонних познавательных, эстетических, общественно-политических и этических интересов. Побуждаемый этими интересами, старшеклассник получает разнообразные знания, которые приобретают для него личную значимость и в дальнейшем делаются его убеждением. Убеждения, возникшие в годы ранней юности, человек зачастую приносит через всю жизнь. На наших глазах нескладный подросток превращается в почти взрослого человека.

       Так почему же, нам взрослым людям и нашим «почти взрослым детям» так тяжело найти общий язык? Почему зачастую наш ребёнок никак не хочет понимать, что мы хотим ему только добра, ограничивая его свободы, корректируя принятые им решения? И как найти такие пути когда наши дети будут не отдалятся , а наоборот брать с нас , взрослых, пример? И какие семейные ценности могут нам в этом помочь?

       Для того чтобы ответить на все эти  вопросы, думаю нужно ещё раз вернуться к психологическим особенностям развития детей в этом возрасте.

       Мы  уже говорили о том, что в ранней юности происходит существенное изменение потребностей ребёнка. Естественно, что способы и характер удовлетворения этих потребностей, принятые в каждой семье, существенно влияют на формирование всего склада личности ребенка. Важно создавать такую обстановку , когда члены семьи рады отказаться от покупки какой-либо вещи в пользу того члена , который в ней больше всего нуждается. Это закрепляет отношения, в которых нет места эгоизму, себялюбию, корысти, способствует формированию таких качеств личности, как отзывчивость, чуткость, забота о других. В тех семьях , в которых удовлетворение потребностей возведено в ранг немедленного исполнения , развитие личности приобретает уродливый характер: у ребёнка появляется потребительский подход к жизни , к людям; он не умеет и не хочет ограничивать себя , поступаться чем – либо в интересах других; в нём развивается черствость, эгоизм, жестокость. Для получения желаемого он готов пойти на шантаж взрослых.

       Таким образом, мы определили первую трудность, которая может быть барьером для позитивного взаимодействия – это несоответствие желаний и потребностей взрослого родителя и «почти взрослого» ребенка.

       Второй  серьёзной трудностью может стать  непонимание важности психологических  особенностей развития ребенка, в этот сложный для него период.

       Обратимся к исследованиям известного американского  психолога Э. Эриксона. Он подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

       Юность  Эриксон определяет, как время когда у ребёнка появляется чувство своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. В отрицательном же варианте возникает противоположность – диффузное , «расплывчатое Я», ролевая  и личностная неопределённость. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий ( от лат. Отсрочка ) : количество выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе.

       Таким образом , непонимание важности психологического развития «почти взрослого» приводит к тому, что общение и дальнейшее взаимодействие становятся невозможными .Ребёнку могут, предъявляться либо слишком высокие требования , либо слишком низкие , что в свою очередь ведёт к неадекватному реагированию на сложившуюся ситуацию. Он может впасть в состояние фрустрации (состояние когда человек негативно переживает какие то события ), либо непринятия замечаний и отказа выполнять предъявляемые требования.

       Таким образом, проявление чуткости в понимании своего ребёнка, участие в его жизни и проявлении эмпатии могут существенно облегчить Ваше общение с ребёнком.

       А. Валлон изучал проблему эмпатии с точки зрения с точки зрения эмоционального развития ребёнка В этой связи, он подчеркивал важность проявления эмоциональной близости в отношении ребёнка. В современных исследованиях делается акцент на конкретизации характеристик взаимоотношений между родителями и детьми и влиянии их на особенности эмпатии у детей. Например, согласно данных английских и американских психологов, в семьях где родители поощряют выражение эмоций у своих детей, принимают участие в их делах, понимают их чувства, проявляют максимум доверия , тепла и любви, разъясняют им нравственные нормы, воспитывают моральные чувства, развиваются дети, отличающиеся высоким уровнем выраженности эмпатии.

       О негативных факторах семейного воспитания имеющих непосредственное отношение  к замедлению и деформации развития и проявления эмпатии, свидетельствуют  работы, в которых доказано, что  ребёнок не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении характеризуется низкой способностью к сочувствию и собственно эмпатии.

       Н. С. Курек также уделяет внимание рассмотрению видов отношений , преобладающих  в родительской семье , которые обуславливают нарушение эмоционального общения между родителями и детьми и приводит неправильному, искажённому восприятию эмоций и чувств родителей. По его мнению , это отношение подавления, манипулирования, навязывания, контроля. Результаты исследований доказали, что нарушения проявляются в снижении точности распознания отрицательных эмоций родителей. Это несёт в себе защитную функцию и предохраняет ребёнка от осознания негативных отношений к нему со стороны взрослых.

       Наибольшее  внимание при анализе потребностей влияющих на проявление эмпатии, уделяется потребности в самоутверждении

       Немецкий психолог П. Боркенау в своих трудах отмечает, что преобладание потребности в самоутверждении может активизировать развитие эмпатии, но если человек самоутверждается через социально одобряемый поступок. Таким образом, отношения исключающие насилие и содержащие любовь, доверие, уважение к другому выступают фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии. Низкое развитие эмпатии обусловлено либо собственными отрицательными отношениями в адрес других, либо отрицательным отношением других. Помните, что неточное понимание переживаний родителей защищает ребёнка от сильных эмоциональных потрясений.

       Исследования доказывают , что в ситуациях когда общение затруднено у обоих партнёров наблюдается деформация эмпатии. Это явление было названо феноменом «сворачивания эмпатии». Особенно ярко это явление проявляется в ситуациях» отказа»

       Иными словами, мы с Вами видим, что в  ответ на ситуации, в которых ограничивается активность, наносятся оскорбления и выдвигаются обвинения, партнёры по общению изменяют параметры своих социально – психологических свойств и способностей. И как мы с вами выяснили это адекватная реакция организма, на ситуации угрожающие психологической целостности и сохранности личности.

       Большое значение для продуктивного решения  конфликта имеет способность родителей выслушать ребёнка внимательно и сочувственно. Для того, чтобы выстроить позитивное общение с ребёнком, существуют «правила слушания», соблюдение которых  поможет лучше его понять 

       Памятка «Приёмы эффективного слушания» 

    1. Дайте ребенку  возможность высказаться.
    2. Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
    3. Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребёнка, ход его мыслей.
    4. Не отвлекайтесь, победите то, что мешает.
    5. Поддержите ребёнка одобрительным жестом, словами.
    6. Покажите ребёнку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов»Как я тебя понял…», «По твоему мнению…», «Ты считаешь…», «Ты наверное расстроен тем…»
    7. Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше если это будут пошаговые действия
    8. Утолите «тактильный голод» ребёнка, - обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе и в вас.
 

       Как вы думаете , какими ещё эффективными советами по преодолению конфликтов можно дополнить эту памятку? А, какими качествами характера должен обладать родитель, чтобы выполнять  эти правила?

       Как же быть нам, взрослым? Как избежать конфликта ,но при этом показать состоятельность своих требований?

       Ответ здесь один: давайте договариваться!!! Пусть ваше общение станет одной из главных ценностей вашей семьи, и каждый из её членов будет бережно хранить эту традицию, передавая накопленный опыт из поколения в поколение.

Информация о работе Общение между родителями и детьми старшего школьного возраста - как семейная ценность. Пути решения конфликтов в семье