Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:25, реферат
Функции и структура общения.
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выдляют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседгника; перцептивная сторонаобщения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе
1.1 Функции и структура общения.
1.2 Трансактный анализ общения.
1.3 Вербальные и невербальные средства общения.
1.4 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и
механизмы психологического воздействия.
1.5 Синтоническая модель общения.
1.6 Виды и техники слушания.
Процесс
восприятия одним человеком другого выступает
как обязательная составная часть общения
и составляет то, что называют перцепцией.
Поскольку человек вступает в общение
всегда как личность, постольку он и другим
человеко-партнером по общению также воспринимается
как личность. На основе внешней
-9-
стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Однако в процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться принимать в расчет не только потребности, мотивы, устаноовки другого, но и то, как этот другой принимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннм состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопо-нимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Есть некоторые фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
-10-
опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше бедете первичную информацию.
Объяснение причин, поведения человека может быть серез внутренние причины либо через внешние причины.
Можно выделить следующие критерии анализа поведения:
постоянное поведение - в сходных ситуациях поведение однотипно;
отличающееся поведение - в других случпях поведение проявляется иначе;
обычное поведение - в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.
Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
На восприятие людей влияют стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.
На восприятие людей влияют и предубеждения - эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.
На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка - это
неосознаная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полногоо анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
когнитивное измерение - мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
-11-
аффективное измерение - положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
поведенческое измерение - готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:
Название "синтоническая" образовано от слова "синтония", что означает "быть в гармонии с собой и другими". Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование - это результат слияния психологии, лингвистики, математики.
Синоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя "любимая дверь восприятия" - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.
Люди с кинестетической репрезентативной системой, прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова : "касаться", "трогать", "ощу-тимый", "болезненный", "тяжелый", "я чувствую проблему", "тяжко на душе" и т.п.
В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации - (говорящий кодирует информацию в словах) - (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.
Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:
-12-
Виды слушания.
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
Активное слушание - это вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство.
При пассивном слушании важно просто слушать человека,просто давать ему понять,что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Но не следуе все время молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача - не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, "выяснению отношений".
Зачем мы
рассказываем о своих проблемах? Если
посмотреть на себя откровенно, то можно
понять, что главное в таких случаях - желание,
чтобы вас поняли, разделили с вами
те чувства, те переживания, которые вы
испытываете. Так главное, видимо, именно
в этом - в понимании чувств собеседника
и сопереживания ему. Именно в этом и состооит
секрет хорошего слушания, такого. которое
дает другому человеку облегчение,
и, как это ни неожиданно. открывает ему
новые пути для понимания самого себя.
Таким образом, Эмпатическое слушание
позволяет переживатьб те же чувства,
которые переживает собеседник, отражать
эти чувства, понимать эмоциональное
состояние собеседника и разделять его.
При эмпатическом слушании не дают советов,
не стремятся оценить гово-рящего, не морализуют,
не критикуют, не поучают.
Основы психологии - Л.Д.
Столяренко.
КАВМИНВОДСКИЙ
ИНСТИТУТ СЕРВИСА
ЮЖНО - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ