Общение и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:25, реферат

Описание работы

Функции и структура общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выдляют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона

общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседгника; перцептивная сторонаобщения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе

Содержание

1.1 Функции и структура общения.
1.2 Трансактный анализ общения.
1.3 Вербальные и невербальные средства общения.
1.4 Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и
механизмы психологического воздействия.
1.5 Синтоническая модель общения.
1.6 Виды и техники слушания.

Работа содержит 1 файл

контр.пс..rtf

— 168.39 Кб (Скачать)

     При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

     С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга,педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "Зайдите завтра".

С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта -  соискателя, артиста - любимца публики. С позиции Взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.

    В позиции Родителя могут быть две разновидности:

  1. "карающий Родитель" - указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  2. "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает ,поддерживает, сочуствует, жалеет,заботится, прощает ошибки и обиды.

    В позиции Ребенка выделяют : "послушного Ребенка" и "бунтующего Ребенка"

("Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?  Как хочу, так и буду делать!")      и  т. п.

   Наиболее успешным и эффективным  является общение двух  собеседников с позиции Взрослых;  могут друг друга понять и два Ребенка.

   Трасакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопроовождающая заданием позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения). 
 

         Р                                   Р                                            Р                                   Р 

         В 3                                           В 3                                                      В 3                                           В 3

             Реб                              Реб                                        Реб                                Реб                            

-6-

   Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собъет спесь с Родителя и переведет его в равноправную "взрослую" позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

   Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции "опекающего Родителя". Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализется в общении, хотя может носить как спокойный характер (" послушный ребенок"), так и конфликтный характер ("бунтующий ребенок").

     Встречаются замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

    1. Вербальные и невербальные средства общения.

    Общение, будучи сложным социально - психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:  

речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

       В структуру  речевого  общения  входят:

  1. Значение  и смысл слов, фраз ("Разум человека прявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низ-кая), ритм (равномерный, прерывистый),тембр (раскатистый,хриплый,скрипу- чий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  3. Выразительные качества голоса:  характерные специфические звуки,возникающие при общении: смех, хмыкание,плач,шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы,а также звуки назализации - "хм -хм", "э-э-э" и др.

    Исследования показывают, что в ежедневном  акте   коммуникации человека

слова составляют 7%, звуки интонации - 38%,  неречевое  взаимодействие - 53%.

        Невербальные средства общения изучают следующие науки:

 

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
 

-7-

    интимная зона (15 - 45 см.) - в эту зону допускаются лишь близкие, хрошо знакомые дюди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкос-новенность;

    личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный  контакт между партне- рами, поддерживающими разговор;

    социаьная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч

в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

     публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционой аудитории, на митинге и пр.

     Мимика - движение мышц лица, отражающие  внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения  несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем признесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию  (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

    По своей специфике взгляд может бть:  деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника  (до уровня губ) - это способствует созданию атмосферы  светского непринужденного общения; интимным, когда вгляд направлен не в глаза собеседника,а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей  заинтересованности  друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

    Лоб, брови, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

    Жесты при общении  несут много информации;  в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты - иллюстраторы -  это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинетографы - движения телом; жесты - "биты" (жесты - "отмашки"); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
  2. Жесты - регуляторы  - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты - эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - "здравствуйте",  а поднятые над головой - "до свидания".
 

-8-

  1. Жесты - адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

  а) почесывания, подергивания отделных частей тела;

  б) касания, пошлепывания партнера;

  в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

  1. Жесты - аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

  Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение  понимать ложные  притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и заканчиваются на  лице. при общении часто возникают следующие виды жестов:

  1. жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание  и прохаживание и т.п.
  2. жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле.;
  3. жесты нервозностии  неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
  4. жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле  и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  5. жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  6. жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  7. жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  8. жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  9. жесты неискренности - "прикрытие рукой рта"; "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения,зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Информация о работе Общение и его виды