Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:44, дипломная работа
Целью настоящей работы мной выбрано рассмотрение генезиса и развития конфликтов в семье. Таким образом, объектом рассмотрения становится семья, как детерминанта социума, проблемы ее создания и развития. Предметом исследования в работе определено выявление факторов конфликтогенного воздействия на семью (внутренних и внешних), приводящих к созданию проблемных ситуаций, а также специфика конфликтов.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика причин развития конфликтных ситуаций в молодых 6 семьях
1.1. Психологические проблемы первых лет брака 6
1.2. Социально-психологические причины возникновения супружеских конфликтов 12
Характеристика наиболее опасных супружеских конфликтов в молодых семьях 16
1.3. Эгоцентрическое поведение и его влияние на супружескую жизнь 16
1.4. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке 19
1.5. Влияние злоупотребление алкоголем на семейные взаимоотношения 24
Вывод 27
Глава 2. Организация и методы исследования 29
анкетирование
метод диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
Методы диагностики межличностных отношений Т. Лири
Глава 3 Анализ результатов исследования 37
3.1.Качественный анализ анкеты 37
3.2.Т- критерий Стьюдента 39
3.3 Результаты корреляции 41
Список использованной литературы 49
приложение 51
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления
диагностики позволяют
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая, адаптивное поведение
5-8 баллов – умеренная
9-12 баллов – высокая,
экстремальное до патологии
13-16 баллов - экстремальная
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по основным
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам:доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием
позволяет изучать проблему психологической
совместимости и часто
Методика диагностики предрасположенности личности к
конфликтному поведению К. Томаса.
В своем подходе
к изучению конфликтных
Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту конфликтов. В соответствии с этим необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим
двум способам измерениями К. Томас
выделяет следующие способы
1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
3. Компромисс.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считал
,что при избегании конфликта
ни одна из сторон не
Двухмерная модель регулирования конфликтов.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов 12 суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале ,дает нам представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Методика
определение согласованности
установок в супружеской паре.
Данная методика, разработанная А. Н. Волковой, входит в комплексную программу практической работы с супружеской
парой.
Эта методика позволяет определить:
- Представления
супругов о значимости в
- Представления
супругов о желаемом
Интерпретация шкал семейных ценностей.
1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве
2. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностью идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения .
3. Шкала, измеряющая установку супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи
4. Шкала, позволяющая судить об отношении супруга (и) к родительским обязанностям
5. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений.
6. Шкала, отражающая установку
супруга(и) на значимость эмоционально-
7. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды.
Обработка и анализ результатов предполагает 3 этапа.
1. Анализ индивидуальных
– характеризующие представления мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга (и) данная сфера жизнедеятельности семьи;
– отражающие ориентацию мужа (жены) на активное ролевое поведение брачного партнера («ролевые ожидания»), на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций («ролевые притязания»).
2. Сравнительный анализ
3. Определение степени
ролевой адекватности
Методы математической обработки результатов:
Глава 3. Анализ результатов исследования.
3.1. Качественный анализ анкеты.
При проведении анкетирования получены следующие результаты в процентах: 50% опрошенных мужчины и 50% женщины, возраст опрошенных от 24-34 лет,
24% стаж семейной жизни до года,
40%-стаж до 3-х лет,
36%- стаж семейной жизни до 5-ти лет.
100%- брак зарегистрирован,
4%- церковный брак,
16%- состояли в браке ранее,
26%- имеют детей,
6%- имеют детей от предыдущего брака,
100%- проживает отдельно от родителей,
26%- считают сой уровень материального достатка средним,
74%- достаточно высоким,
84%- удовлетворены своей семейной жизнью,
28%- почти никогда
в семье не возникает
2%- достаточно часто,
70%- редко,
78%- считают
причиной возникновения
36%- бытовые проблемы,
32%- деньги,
22%- ревность,
84% -считает инициатором конфликтов жену и 74%-мужа,
18%- при разрешении
конфликта принимают мнение
40%- ответили «мое решение»,
80%- идут на компромисс
12%- отказываются от идеи и 12%- уходят от решения,
14%- имеют среднее- специальное образование,
68% имеют высшее образование и 8%- неполное высшее,
8%- техническое образование и 92%- гуманитарное,
Опираясь на эти результаты, можно сделать следующие выводы:
Большинство опрошенных – имеют высшее гуманитарное образование. Большинство имеют стаж семейной жизни около 3 лет. Проживают отдельно от родителей.
Считают, что основная причина возникновения конфликтов несовпадение желаний, непонимание, бытовые проблемы.
Инициатором конфликтов в равной степени выступает как жена так и муж. В конфликтных ситуациях мои испытуемые в большей степени идут на компромисс.
Информация о работе Общая характеристика причин развития конфликтных ситуаций в молодых семьях