Общая характеристика причин развития конфликтных ситуаций в молодых семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:44, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы мной выбрано рассмотрение генезиса и развития конфликтов в семье. Таким образом, объектом рассмотрения становится семья, как детерминанта социума, проблемы ее создания и развития. Предметом исследования в работе определено выявление факторов конфликтогенного воздействия на семью (внутренних и внешних), приводящих к созданию проблемных ситуаций, а также специфика конфликтов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика причин развития конфликтных ситуаций в молодых 6 семьях
1.1. Психологические проблемы первых лет брака 6
1.2. Социально-психологические причины возникновения супружеских конфликтов 12
Характеристика наиболее опасных супружеских конфликтов в молодых семьях 16
1.3. Эгоцентрическое поведение и его влияние на супружескую жизнь 16
1.4. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке 19
1.5. Влияние злоупотребление алкоголем на семейные взаимоотношения 24
Вывод 27
Глава 2. Организация и методы исследования 29
анкетирование
метод диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
Методы диагностики межличностных отношений Т. Лири
Глава 3 Анализ результатов исследования 37
3.1.Качественный анализ анкеты 37
3.2.Т- критерий Стьюдента 39


3.3 Результаты корреляции 41
Список использованной литературы 49

приложение 51

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc1+.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Согласно статистическим данным, значительный процент разводов приходится на молодые семьи, где  продолжительность брачного союза составляет от одного до пяти лет. Особенно ярко проявляется эта тенденция в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Одессе и др.

Современный брак основывается на совместимости супругов как личностей. Ряд авторов понимает любовь как прочный комплекс чувств, состоящий из большого числа компонентов, в том числе не только эмоциональной привязанности и эмоциональной привлекательности супругов, но и наличия этических чувств (дружбы, уважения, доверия, взаимопонимания). Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности в защите «Я-концепции»).

 

Каждый из супругов к  моменту вступления в брак имеет  сложившиеся потребности, которые  не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, что способствует оздоровлению психологического климата в семье и лучшей взаимной адаптации супругов. В этом случае противоречия в потребностной сфере супругов не принимают острых форм и успешно преодолеваются. Неумение найти правильную линию поведения в семье приводит к такому обострению противоречий обоих брачных партнеров, при которых удовлетворить потребности каждого из супругов в данной брачной диаде становится чрезвычайно трудно или даже невозможно. Это приводит к возникновению фрустраций у одного или обоих партнеров, создает дисгармонию в супружеских взаимоотношениях.

На основании анализа  литературных данных в качестве наиболее значимых для совместной жизни супругов были выделены пять групп потребностей (блоков):

1. Потребность супругов  в исполнении определенных ролей в семье: матери—отца, мужа—жены, хозяина—хозяйки, женщины—мужчины, главы семьи, большинство из которых являются новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов в семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

2. Потребность супругов  в общении друг с другом  и с друзьями.

В исследовании были затронуты  следующие аспекты общения супругов:

3 . Познавательные потребности  супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценности являются наиболее важными для супругов, занимая одно из первых мест по общей шкале брачных ценностей.

4. Материальные потребности,  включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия.

5. Потребность в защите  «Я-концепции» как совокупности  образов «Я», обеспечивающих представление  человека о самом себе как  об известной целостности и  определенности, которая возникает  не только на основе самовосприятия  индивида, но и как результат восприятия его другими, социальным окружением. Поскольку «Я-концепция» формируется, развивается и поддерживается в социальном взаимодействии, постольку для идентификации человека с самим собой, для поддержания целостности и ценности его личности крайне необходимо, чтобы собственное представление о себе совпадало с тем, что, по его мнению, думают о нем окружающие. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствии с которым человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении с ними, поддерживающих у него чувство своей определенности, значимости, важности. ( 8,  64.)

Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей и специфики социокультурной среды. Для молодых супругов наиболее типичны повышенные ожидания друг к другу, что нередко является основой конфликта при несовпадении этих ожиданий с действительностью. Они в большинстве случаев указывают на недостаточную нравственно-психологическую подготовленность молодежи к браку.

 

 

 Характеристика наиболее опасных  супружеских конфликтов в молодых  семьях

1.3. Эгоцентрическое поведение  и его влияние на супружескую жизнь

 

 

Эгоизм и эгоцентризм  супругов приводят к крушению брачного корабля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я».

Как правило, в подобных размышлениях мы занимаемся крайним  самовосхвалением, самопочитанием, возведением себя на различные нравственные пьедесталы. Самовозвеличивание — очень страшная нравственная болезнь, так как мы часто забываем всякую меру. Путь к собственному культу личности самый простой, бесхитростный и примитивный, если безоговорочно следовать своим страстям и желаниям, если исключить всякие волевые усилия.

Наше «Я» всегда сгремится  к главенству, старшинству, лидерству, превосходству над другими людьми. «Я» — практически всегда диктатор и повелитель, что является одним из главных источников конфликтных ситуаций.

Концентрация на своем  «Я» мешает занять необходимую и  объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно.

«Борьба» с другими  вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.

Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связаны сформированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям. (16, 98)

Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности — с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму.

В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т. е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения.

Каждая личность в процессе своего становления испытывает массу отрицательных влияний, многие из которых являются настоящими психическими травмами. Найдется немного счастливцев, которые воспитывались в достаточно гармоничных социальных условиях.

Кроме того, следует учитывать, что человек — сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности. В европейской мысли противоречивость человеческой природы превосходно описал Блез Паскаль: «Мы не довольствуемся нашей подлинной жизнью и нашим подлинным существом, — нам надо создать в представлении групп людей некий воображаемый образ, и ради этого мы стараемся казаться. Не жалея сил, мы постоянно приукрашиваем и холим это воображаемое «я» в ущерб «я» настоящему. Если нам свойственно великодушие, или спокойствие, или умение хранить верность, мы торопимся оповестить об этих свойствах весь мир и, дабы украсить ими нас выдуманных, готовы отнять их от нас подлинных; мы даже не прочь стать трусами, лишь бы прослыть храбрецами. Неоспоримый признак ничтожеств нашего «я» в том и состоит, что оно не довольствуется ни самим собою, ни своим выдуманным двойником и часто меняет их местами!.. Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, — даже среди тех, что появятся, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что забавляемся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких нам людей».

К сожалению, природа человека такова, что он действительно не хочет знать правды о самом себе, и вряд ли есть какие-либо преувеличения в проницательных и глубоких мыслях Блеза Паскаля.

К сожалению, в характере  практически всех людей имеются те или иные недостатки, влияющие на супружеские отношения. Например, стремление к чистоте и порядку в квартире — весьма похвальное качество каждой женщины, но даже такая черта, доведенная до чрезмерной крайности, становится буквально навязчивой идеей и усложняет жизнь всех членов семьи. (17, 28)

Известная строгость  отца к проступкам детей естественна  и необходима, однако в отдельных  случаях она может дойти до холодной жестокости и постоянного  физического наказания детей. Можно было бы еще привести примеры, как самые, казалось бы, вполне положительные черты характера или поведения могут выливаться в свою противоположность. В последние два десятилетия в медицинской психологии были введены такие понятия, как «акцентуированная личность», «акцентуированный характер». «Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». При большей выраженности акцентуированных черт характера они могут накладывать отпечаток на всю личность и в значительной мере осложнять взаимоотношения с другими людьми. При внимательном изучении оказалось, что личности с акцентуированными чертами характера составляют довольно большой контингент. Проф. К. Леонгард (ГДР) отмечает следующее обстоятельство: «...население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».(9, 42)

 

1.4. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке

 

Измена — одна из малоисследованных  проблем брачной жизни. Сложность  заключается в том, что она  отражает много противоречий, конфликтов, дисгармонии между супругами, следовательно, несет в себе массу разнообразных психологических мотивов. В результате измены зачастую разрушается супружеская жизнь. Для исследователей семьи интересны прежде всего причины и мотивы измены, т. е. почему женатый мужчина или замужняя женщина решаются на измену, что толкает их к этому. Можно предположить, что к измене приводят человека разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений между супругами. Как и почему происходит это разочарование, как диалектически изменяется первоначальное чувство любви и переходит в безразличие, вражду, неприязнь, а порою даже и в ненависть? Почему между супругами возникает психологическая отчужденность?

Общеизвестно, что одиночество  в браке вследствие отчужденности — весьма распространенное явление. Следует обратить внимание также на то, что значительная часть браков держится на общей заботе о детях, общей площади, общем имуществе и т. д. Супруги по взаимной договоренности могут вести совершенно автономную личную жизнь, которая возникает стихийно как результат отчуждения. Они не хотят или не могут развестись из-за детей или по каким-то другим мотивам.(6, 125).

Измена как причина  разводов по сути дела является следствием неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями. За изменой скрываются многие социально-психологические явления самого различного характера и свойства. Общественные институты, система господствующих взглядов и воззрений поддерживают моногамию моральными нормами, обычаями, традициями. Моногамный брак прошел длительный период развития, и сложившиеся формы супружеских отношений поддерживались религиозными и юридическими актами. Собственность, наследование ее, преемственность собственности детьми — вот что явилось основой моногамного брака.

Возможно, что в литературе нашел отражение тот факт, что буржуазный брак в большинстве случаев заключался по расчету: он являлся средством материального (а иногда и политического) укрепления семьи. Это деловой, договорный брак, цель которого — увеличить доход, улучшить материальное положение одного или обоих супругов. Иными словами, материальные или другие какие-либо прагматические интересы стояли выше любви. Естественно, такой брак не исключает каких-либо положительных чувств и эмоций супругов друг к другу, однако они не являются ведущими и определяющими. В данном случае измену можно рассматривать как определенное дополнение к браку, ибо один из супругов не находит в нем возможности удовлетворить свои потребности в ласке, нежности, заботе, взаимопонимании и т. д.

По-видимому, целесообразно  остановиться на понятии супружеского долга. Он представляет осознание человеком  своих обязательств перед брачным  партнером, отождествление своих личных интересов с общими интересами семьи. В таком понимании супружеский долг — внутреннее побуждение, ставшее нормой поведения человека.

Понятие супружеского долга  разными людьми может восприниматься по-разному. Это зависит от внутреннего, нравственного развития. Все люди так или иначе признают супружеские обязанности, вытекающие из супружеского долга. Однако далеко не всех можно назвать высоконравственными людьми.

О половых потребностях человека написано немало. Специальные разделы медицинской науки — сексология и сексопатология — изучают закономерности сексуальной жизни человека в норме и патологии. В последние десятилетия усилиями ученых-медиков под руководством проф. Г. С. Васильченко созданы капитальные труды «Общая сексопатология» (М., 1977) и «Частная сексопатология» в двух томах (М., 1983), которые получили широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом.

Информация о работе Общая характеристика причин развития конфликтных ситуаций в молодых семьях