Нравственные чувства и эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

отличие от других видов знания, имеющих дело с объектами частного по отношению к человеческой судьбе характера и не всегда прямо касающихся этой судьбы, этику можно, в определенном смысле, считать знанием универсальным, т.е. необходимым любому человеку (точнее, тому, кто стремиться быть Человеком), вне зависимости от его частных (тоже немаловажных конечно) проявлений (пола, возраста, профессии и т.п.). Это связано с тем, что этика, исследуя мораль – универсальный способ регуляции человеческих отношений, стремится выработать стратегию «правильной жизни», другими словами ответить на общий для всех людей вопрос «как следует жить?».

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1.Моральное сознание личности---------------------------------------------5

Глава 2.Нравственная ответственность---------------------------------------------8

Глава 3.Проблема морального выбора личности----------------------------------9

Глава 4.Нравственные чувства и эмоции------------------------------------------14

Заключение-------------------------------------------------------------------------------18

Список использованных источников и литературы------------------------------

Работа содержит 1 файл

контрольная этика.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение----------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1.Моральное сознание личности---------------------------------------------5

Глава 2.Нравственная ответственность---------------------------------------------8

Глава 3.Проблема морального выбора личности----------------------------------9

Глава 4.Нравственные чувства и эмоции------------------------------------------14

Заключение-------------------------------------------------------------------------------18

Список использованных источников и литературы------------------------------20

Введение

В отличие  от других видов знания, имеющих  дело с объектами частного по отношению  к человеческой судьбе характера  и не всегда прямо касающихся этой судьбы, этику можно, в определенном смысле, считать знанием универсальным, т.е. необходимым любому человеку (точнее, тому, кто стремиться быть Человеком), вне зависимости от его частных (тоже немаловажных конечно) проявлений (пола, возраста, профессии и т.п.). Это связано с тем, что этика, исследуя мораль – универсальный способ регуляции человеческих отношений, стремится выработать стратегию «правильной жизни», другими словами ответить на общий для всех людей вопрос «как следует жить?».1 Поэтому этическое знание содержит в себе возможность практического применения его результатов в реальном опыте конкретной личности. Только в случае глубокого внутреннего усвоения этическое знание становится для индивида настоящей ценностью, способной влиять на его сознание и , соответственно, реальную жизнь.

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые  всегда так много значили для  человека. Без них немыслимо представление  о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше  всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда, становилось, прежде всего, нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Какова  природа нравственности и в чем  сущность нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы особенно остро встали в XX веке, но стремление дать на них  ответы известно человечеству с очень  давних времен.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим  образом связанной с проблемой  исторического будущего человечества.2

1. Моральное сознание личности

Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль.3 Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики. Однако в ряде работ «мораль» и «нравственность» предлагается использовать как синонимы.

С другой стороны, наряду с отождествлением  понятий «мораль» и «нравственность», существует и другие точка зрения. Согласно одной из них, мораль —  форма сознания, а нравственность — область практических поступков. Другая точка зрения — мораль всегда носит социально-групповой характер, а нравственность одна — общечеловеческая. Таким образом, в условиях неопределенности терминологии мы по словарному определению в дальнейшем используем «мораль» и «нравственность» как синонимы. Тем более что в английском языке нет прямого разделения на «мораль» и «нравственность», есть просто термин «morality», и обычно уточняется, о какой морали идет речь — общественной, или личной.

Далее следует определить, что именно понимается под моральным сознанием.  Прежде всего, это ценностная ориентация (категория аксиологии — содержание и иерархия ценностей), во-вторых, категория деонтологии — понятия о долге, императивность морали. К ним добавляются такие категории как аратология (добродетели и пороки, моральные качества личности, или вопрос «каким должен быть человек?»); фелицитология (учение о достижении счастья, в частности — вопросы о любви, дружбе, наслаждении); танатология (наука о жизни и смерти, включающая в себя вопрос о смысле жизни).

Помимо  указанных основных категорий часто  структуру включает: проблема морального конфликта и выбора; проблема соотнесения  социальных норм (в частности, тактичности  и вежливости) с моральными ценностями. Объектом оценки морального сознания могут быть факты общественной жизни, принципы справедливости — распределения добра и зла, прав и обязанностей, наказаний и поощрений.

Итак, понятие  морального сознания наполняется многочисленными  категориями, но моральное сознание никоим образом не сводится ни к одной из них. Можно говорить лишь о том, что одним категориям отводится ведущая роль, другим — второстепенная.

1. Аксиология (теория моральных ценностей)  — занимает ключевое место  в системе философских концепций  нравственного сознания.  Иными словами, в психологических терминах, является системообразующим фактором.

В истории  философии и этики на роль критериальных  высших ценностей выдвигались красота, прогресс, социальная справедливость, общественная польза, интересы народа, класса и т.д. Этим критериям соответствуют разные — нередко враждебные друг другу — кодексы морали, разные системы конкретных предписаний и оценок.

2. Моральные  принципы или максимы в определенной  степени могут нести в себе  ценностную модальность, но часто  раскрывают только особенности способа выполнения моральных требований. Классический пример — Золотое правило. К моральным принципам также можно отнести релятивизм, догматизм. Хотя эти принципы не обосновывают никаких норм поведения, они тем не менее определяют степень обязательности следования требованиям.

3. Аморализм  (зло в моральном самосознании). Методологический принцип всестороннего  изучения нравственного сознания  предполагает исследование нравственно-отрицательных  проявлений личности не в меньшей  степени, чем положительных.

4. Моральный  конфликт и выбор. Эта проблема  стоит особняком в философских  концепциях нравственного сознания. Особый интерес исследователей  привлекает выбор решения, когда  «добрая» цель должна достигаться  «злыми» средствами, отношение к  компромиссу добра и зла, цели и средства.

 Моральное  сознание отлично у женщин  и мужчин. Например, женский образ  достойного человека гораздо  больше ориентирован на естественность  и непринужденность в отношениях. Женский образ «воплощенной добродетели»  также склонен больше проявлять искреннюю заботу о людях, одинаково ко всем относится, в отношениях бескорыстнее и чужие слабости для своей выгоды не использует. Он менее злопамятен, и не стремится быть ни экстравагантным, ни выставлять напоказ своих достоинств и заслуг.4

Филогенез морального сознания. За последние 5 лет  у студентов значительно уменьшилась  значимость цели жить для других людей. Упала значимость широкого круга  общения, хорошей семьи, хотя в абсолютных значениях она остается на очень  высоком уровне.

С другой стороны, повысилась значимость материального  достатка; стать очень богатым  хотят больше, хотя и на уровне тенденции. Также повысилась собственная ценность; гораздо больше опасаются деградации себя как личности.

Таким образом, очевидны две явные тенденции. Во-первых, значимость социальных контактов и альтруизма в отношениях значимо падает. Во-вторых, намечается противоположная тенденция — в определенном смысле эгоизм как самосохранение (что по сути и неплохо), но и эгоизм прагматичного типа (чисто материальный). В терминах танатологии (смыслов жизни) идет индивидуализация морального сознания. Моральное сознание - сложный социально-психологический и культурный феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть). Специфика всякой оценки заключается в пространстве свободы, гарантирующем возможность сравнения и сопоставления как необходимой предпосылки всякой оценки. Моральное сознание - это внутренний мир человека во всем его сложном многообразии.5

2.Нравственная  ответственность

Степень и специфика нравственной свободы  прямо связаны с ее неизменной спутницей – нравственной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Умение принимать на себя груз ответственности свидетельствует об уровне нравственного развития человека и справедливости его претензий на обладание свободой. В обыденном существовании люди зачастую оказываются в плену иллюзорной ориентации, побуждающей их стремиться к свободе и всячески уклоняться от ответственности, придумывая для этого различные способы и прибегая к «защитной мотивации». Однако самые изощренные изобретения не могут изменить непреложно действующую закономерность: чем большей ответственностью свободы располагает человек, тем большую ответственность он должен нести, поэтому стремление убежать от ответственности означает и бегство от свободы, а вместе с этим  - неизбежность моральной деградации.

Являясь разновидностью социальной ответственности и, и вместе с тем, пронизывая собой все виды человеческой деятельности, нравственная ответственность включает в себя целый комплекс достаточно сложных и отнюдь не однозначно решаемых вопросов. Их осмысление предполагает конкурентной анализ внешних и внутренних обстоятельств нравственного поведения, тесно связанный с проблемой моральной оценки.6

3. Проблема морального выбора личности

"Направо  пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь" - читает витязь  на камне у пересечения трех  дорог и принимает решение. Это одна из древнейших моделей морального выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перекрестков, требующих нравственного самоопределения. Необходимость выбора, бремя и счастье выбора - неотъемлемое свойство нравственной деятельности. Моральный выбор - определенный вид целесообразной деятельности человека. Выбор любого действия - операции возможен в том случае, если существуют несколько вариантов последнего.7

Субъектом морального выбора может быть: - индивид, выбирающий определенный поступок, коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; - класс, стремящийся изменить или сохранить социально-политическую систему; - общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития. При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты выбора группы, класса и всего общества. Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной способности личности выбирать - необходимое условие свободы морального выбора. Если нет возможности сравнить и предпочесть варианты поведения, сознательно определить позицию и воплотить ее в действие, субъект лишен такой свободы. Социальная обусловленность морального выбора выражается, прежде всего, в характере объективных возможностей поступать так или иначе, ибо человек может выбирать " всегда только между определенными вещами, входящими в круг его жизни".8 Историческое развитие общества определяет расширение диапазона морального выбора. Социальная детерминированность нравственной деятельности выражается в обусловленности направленности, возможностей и средств выбора. Свобода морального выбора личности характеризуется "познанием необходимости" прежде всего в ее моральном содержании: это способность принимать решение в соответствии с нравственной необходимостью, с существующими в обществе систем моральных норм и ценностей, отражающимися в сознании человека в виде цели, которую он должен реализовать в поступке.

Моральный фатализм - воззрение на историю  и жизнь человека как на нечто  заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающее отсюда представление о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Фатализм абсолютизирует факт объективной обусловленности человеческого поведения в действительности, исторические за коны, определяя общий ход развития общества, тем не менее, оставляют место для морального выбора, поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки.

Информация о работе Нравственные чувства и эмоции